
- •Оглавление
- •Основные виды государств: монархия и республика
- •Монархия: приобретение и удержание власти, необходимые качества государя Методы приобретения власти
- •Способы удержания монархической власти
- •Необходимые качества государя для успешного осуществления своих полномочий Основные характерные черты
- •Государственный интерес
- •Влияние судьбы, доблести и фортуны
- •Народные массы и их основные характеристики
- •Военные силы государства
- •Свобода: обретение и охрана
- •Религия и церковь
- •Двойственность политической теории
- •Заключение
Государственный интерес
Сначала следует определить, что для Макиавелли означал государственный интерес: это, разумеется, создание национальной монархии и единого итальянского государства. «Спасение <для Италии> он видел только в сильной центральной власти, способной оградить страну от чужеземного нашествия»1.
Если государь действует во имя общего блага, то он имеет право прибегать к чрезвычайным мерам, т.к. насилие заслуживает порицания тогда, когда оно направлено на разрушение, а не на исправление»2. Другими словами, здесь явно «между строк» прочитывается принцип «цель оправдывает средства», а цель в данном случае – создание национального государства, для осуществления которой можно использовать любые средства. Тем самым, утверждается примат государственных интересов над моральными нормами.
Именно поэтому «Государь» вполне логично заканчивается главой, которая содержит призыв к освобождению Италии. И хотя Макиавелли рассчитывал, что Медичи будут способны объединить страну, как известно, к значительным результатам в этом плане их деятельность не привела.
Влияние судьбы, доблести и фортуны
Как считает Макиавелли, судьба распоряжается только частью наших поступков (если быть точным, половиной). Он представляет судьбу как бурную реку, которая сметает все на своем пути, однако в то же время замечает, что человечеству ничего не мешает построить заграждения, плотины для предотвращения наводнений. Другими словами, выстоять против неумолимого движения судьбы может только доблесть3. «…Вирту в малой степени является продуктом личных заслуг человека и потому – в малой степени основой для нравственных суждений о нем. В большей степени эта «доблесть» является природным свойством, исходными данными, потенциальными возможностями силы и ума, которые могут привести к тому или иному результату»4.
Если государь всецело положится на судьбу, то он никогда не сможет противостоять ее ударам: его действия должны отвечать требованиям времени, иначе он утратит благополучие.
Фортуну Макиавелли, считая непостоянной, сравнивал с женщиной. Он считал, что «…кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают»1. Именно поэтому чрезмерно осторожный государь не сможет вовремя применить натиск, из-за чего и потерпит поражение.
Народные массы и их основные характеристики
В первую очередь Макиавелли выделяет у народа такое качество, как постоянное оспаривание и критика решений государя. Хотя это и происходит регулярно, обычно перед лицом непосредственной опасности люди теряют сплоченность, проникаются недоверием друг к другу и в итоге покорно повинуются. Из этого итальянский философ делает вывод, что не стоит обращать чрезмерное внимание на настроения народа, когда «...у тебя есть силы поддержать его в случае благосклонности и защитится от него при неблагосклонности»2.
Макиавелли считает, что не представляет особой сложности устранить практически любые народные недовольства (кроме тех, которые вызваны потерей свободы или свержением почитаемого государя), если только во главе масс не встанет вождь, т.к. при наличии определенного централизованного управления народ может представлять некоторую опасность. Итальянский философ добавляет, что народ в принципе заметно рассудительнее государя: «…всеобщее мнение бывает удивительно прозорливым. Кажется, будто некоторая тайная способность помогает ему предвидеть хорошее и дурное. Когда нужно судить по существу и выслушивать двух спорщиков, из которых каждый клонит в свою сторону, то, если они одинаково красноречивы, народ очень редко ошибается в своем выборе и не усваивает открывающейся перед ним правды.»1. Если же он совершает ошибки, то все равно последствия этих неудачных решений будут несравненно меньше, чем если бы их совершил государь.