
- •1. Равная степень активности.
- •2. Игра, работа и родственные формы деятельности
- •3. Созидательные занятия
- •1. Язык как орудие мысли
- •2. Злоупотребление лингвистическими методами в воспитании
- •3. Употребление языка в воспитательных целях
- •1. Природа и значение наблюдения
- •2. Методы и материалы наблюдения в школе
- •3.Сообщение сведений
- •1. Формальные ступени обучения
- •2. Факторы процесса изложения
- •1. Безсознательное и сознательное
- •2. Процесс и результат
- •3. Дальнее и ближнее
1. Безсознательное и сознательное
Достойно внимания, что значение термина понятое представляет нечто, с чем вполне соглашаются как с очевидным без объяснения. "Само собой разумеется" значит "понятно". Коллективный опыт даёт фон взаимного понимания. Вскрывать этот общий фон было бы глупо: он предполагается по умолчанию как основание для разумного обмена менее очевидными идеями.
Если, однако, два лица приходят к противоречию, то необходимо сравнить предпосылки, подразумевающуюся связь речи, на основании которых каждый из них говорит.
Подразумеваемое делается ясным; то, что усваивалось бессознательно, теперь выносится на свет сознания. Так корень недоразумения вскрывается. Подобная смена безсознательного и сознательного встречается во всяком плодотворном мышлении.
Человек считает общепризнанной известную систему идей (он оставляет её невыраженной, безсознательной) с такой же необходимостью, как он это желает при беседе с другими. Какая-нибудь связь, отношение, контролирующая цель настолько господствует над его точными идеями, что не нуждается в сознательной формулировке.
\168\
Точное мышление протекает в границах того, что подразумевается. Однако тот факт, что рефлексия вытекает из проблемы, делает необходимым уже сознательно исследовать этот "привычный" фон. Мы должны обратиться к какому-либо безсознательному предположению и выверить его.
Нельзя дать правила для достижения должного равновесия и ритма этих двух фаз умственной жизни. Никакой указ не поможет. Никто не может сказать в подробностях, до каких пор следует доводить аналитическую формулировку и исследование.
Они должны быть доведены настолько далеко, чтобы индивидуум знал, с чем имеет дело, и мог управлять своим мышлением. Но где точно этот пункт?
Не может быть более важного испытания успеха воспитания, как то, насколько оно воспитывает тип ума, способного поддерживать экономное равновесие безсознательного и сознательного.
Способы обучения, рассмотренные ранее как ложные "аналитические" методы преподавания, все сводятся к той ошибке, что в них на то направляется внимание и формулируется то, что действовало бы лучше, оставаясь безсознательным.
Стараясь проникнуть в автоматичное, просто чтобы сделать его сознательным, является источником скуки. Быть принужденным сознательно останавливаться на привычном составляет сущность скуки – отсутствие интереса.
\169\
С другой стороны, введение нового и приобретение запаса общих понятий ложится на другую чашку весов. Для правильного мышления так же гибельно не сделать сознательным источник ошибки, как безплодно копаться в том, что и так действует без препятствий.
Слишком упрощать, исключать новое ради приобретения быстрого навыка, избегать затруднений, чтобы предотвратить ошибки, так же вредно, как и стараться заставить учеников формулировать всё, что они знают, и занудливо объяснять каждый шаг.
Где башмак жмёт, там есть указание на аналитическое рассмотрение. На ранней ступени знакомства с предметом можно допустить большое количество непринуждённой безсознательной игры мысли, даже рискуя экспериментировать на авось. На позднейших ступенях следует поощрять сознательную формулировку и пересмотр.
Проектирование и рефлексия, идя вперёд и обращаясь назад, должны чередоваться. Безсознательность придаёт свободу и свежесть, сознательное - убеждение и контроль.