Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психология подросткового и юношеского возраста....doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
4.62 Mб
Скачать

Стадия формальных операций

Последняя стадия когнитивного развития, или стадия формальных операций, начинается в раннем подростковом возрасте. Пиаже подразделял стадию формальных операций на подпериоды: III-А – почти полное овладение формальными операциями (от 11–12 до 14–15 лет) и III-Б – полное овладение формальными операциями (старше 14–15 лет). Граница между подпериодами в возрасте 14–15 лет означает, что в это время происходят неравновесные процессы перестройки мышления, которые приводят к более высокому уровню равновесия и интеллектуальной организации в старшем подростковом возрасте.

Предыдущий подпериод III-А, приходящийся на ранний подростковый возраст, является подготовительной стадией, когда подростки могут открывать для себя некоторые истины и выполнять определенные формальные операции, но эти действия пока непродуманны. Они еще не умеют систематично и строго доказывать свои утверждения. Этот подпериод был назван зарождающимся формально – операциональным мышлением. В это время подростки уже могут выполнять формальные операции, но не во всех ситуациях.

Достигнув стадии III-Б, они обретают способность формулировать более изящные обобщения и выводить более общие законы, а самое главное – могут более систематично обосновать свои рассуждения (Muuss, 1988). Этот подпериод – истинная, или консолидированная, стадия формально-операционального мышления, когда подросток или взрослый демонстрирует его в самых разнообразных ситуациях. Многие люди так и не достигают второго подпериода, останавливаясь где-то на подэтапе III-А и мысля формально зачастую лишь в знакомых ситуациях.

Овладение формальными операциями не происходит по закону «все или ничего». С 11–12 до 14–15 лет наблюдается значительное изменение, систематизация и формализация процесса мышления. В течение этих лет значительно усложняются задачи, с которыми может справиться индивид, а по достижении подпериода III-Б вновь устанавливается равновесие (Muuss, 1988). Некоторые подростки и взрослые так и не достигают стадии формальных операций в силу ограниченности своих интеллектуальных способностей или отсутствия необходимого опыта.

...

Анимизм – предположение ребенка на дооперациональной стадии, что неживые объекты имеют человекоподобные свойства и эмоции.

Дедуктивное мышление – применение общей гипотезы или посылки к частным фактам.

Индуктивное мышление – обобщение отдельных сведений с целью формирования гипотезы или вывода.

Синкретизм – установление ложной связи между разнородными явлениями.

Стадия конкретных операций (в теории когнитивного развития Пиаже) – третья стадия когнитивного развития, от 7 до 11–12 лет.

Трансдуктивное мышление – мысленный переход от частного к частному без обобщений.

Центрация – характерная для детей тенденция к концентрации внимания на одной детали и неспособность переключать его на другие аспекты ситуации.

Элкинд (1967) называет последнюю стадию покорением мысли. В это время мышление подростка начинает коренным образом отличаться от мышления ребенка (Piaget, 1972). Ребенок осваивает конкретные операции и с их помощью оперирует классами, отношениями и числами, но сложность этих операций никогда не превышает элементарного уровня логических «группировок» или сложения и умножения числовых групп. Дети никогда не включают эти операции в единую общую систему формальной логики. Однако подросток уже способен наложить логику суждений на логику классов и отношений. Другими словами, на стадии формальных операций подросток может с помощью индуктивных рассуждений систематизировать свои мысли и подвергнуть их критическому анализу, сформулировать определенный взгляд на них. Более того, он может проверять свои теории с помощью логических и научных методов, учитывая сразу несколько переменных, и открывать для себя истины научно, путем дедуктивных рассуждений (Inhelder, and Piaget, 1958). В этом смысле подросток может принять на себя роль ученого, так как способен строить теории и проверять их.

В течение стадии формальных операций Пиаже, которая начинается в раннем подростковом возрасте, мышление коренным образом начинает отличаться от мышления ребенка. Младшие подростки способны к построению теорий и могут проверять свои теории с помощью научных методов

Приведенный ниже пример демонстрирует разницу между детским подходом к проблеме и логичным, систематическим подходом подростка: Ребенок с конкретно-операциональным мышлением полагает, что если произошло столкновение, значит, пилот был плохим; ребенок с формально-операциональным мышлением рассматривает все причины, которые могли вызвать аварию. Ребенок с конкретно-операциональным мышлением принимает гипотезу, которая кажется ему наиболее вероятной. Ребенок с формально-операциональным мышлением конструирует все возможности и проверяет их одну за другой ( Kohlberg, and Gilligan, 1971, p. 1061, 1062 ).

Изучая стратегию мышления подростков при решении задач, Пиаже проводил эксперименты, в том числе опыт с маятником. Группе испытуемых показывали маятник, подвешенный на нитке (рис. 6.3). Задача участников эксперимента – определить, что влияет на скорость колебаний маятника. Они должны были исследовать четыре фактора, которые предположительно могли воздействовать на колебания маятника: изменение длины подвеса; изменение веса груза; изменение высоты, с которой маятник начинал свободные колебания, и изменение силы, приложенной к маятнику в момент начала колебаний. Проблему можно было решать любым способом.

...

Гипотетически-дедуктивное мышление – способ решать проблемы, используя научный метод; при этом варьирует один фактор, тогда как остальные сохраняются неизменными.

Стадия формальных операций (в теории когнитивного развития Пиаже) – четвертая стадия когнитивного развития, когда у человека формируется абстрактное мышление, не зависящее от конкретных объектов.

Рис. 6.3. Эксперимент с маятником. Для демонстрации задачи о маятнике необходимо несложное оборудование, состоящее из нити, длину которой можно изменять, и набора различных грузиков. Другие переменные, которые предположительно могут оказывать влияние, – это высота падения маятника и сила приложенного к нему толчка. Из работы: Inhelder, and Piaget (1958)

В поведении подростков при решении этой задачи были отмечены три характерные особенности. Во-первых, они составили систематический план своего исследования и стали последовательно проверять все возможные причины изменения скорости колебаний маятника: длинная или короткая нитка, легкий или тяжелый груз, большая или маленькая высота падения и сила начального толчка. Во-вторых, они вели точные и объективные записи результатов, полученных при изменении условий проведения опыта. В-третьих, они были способны сделать логические выводы из этих результатов. Подростки интуитивно знали, что нужно варьировать только одну характеристику маятника в определенный момент, например длину нити, силу толчка или вес. Они осознавали, что если менять одновременно несколько характеристик, они не смогут судить, какая из них вызвала наблюдаемые изменения в скорости движения маятника. Психологи называют этот подход гипотетико-дедуктивным мышлением, но чаще его называют научным методом.

...

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…

Почему подростков иногда называют «юными учеными» ?

Некоторые представители когнитивного направления в психологии называют подростков «юными учеными», потому что они спонтанно и интуитивно применяют научные методы для решения различных проблем. Другими словами, они знают, что для выявления фактора, обусловливающего тот или иной результат, необходимо изменять только один элемент за один раз, не затрагивая другие элементы изучаемой ситуации (системы).

Испытуемые младшего возраста при решении той же задачи методом проб и ошибок могут получить верный ответ, но не используют систематических научных методов и не могут дать логического объяснения своего решения. Для мышления детей характерно стремление строить выводы на основе фактов. Но часто эти заключения бывают поспешными и неверными, потому что ребенок рассматривает не все значимые факты и не способен рассуждать о них логически. Даже получив доказательства несостоятельности своей первоначальной гипотезы, ребенок склонен упрямо ее придерживаться и пытается привести обстоятельства в соответствие своему предвзятому мнению.

Одна важная характеристика подросткового мышления состоит в способности к гибкости. Подростки могут мыслить и решать проблемы разносторонне, обосновывать различные интерпретации наблюдаемых результатов. Поскольку они способны предвидеть различные возможные варианты еще до наступления реального события, их не удивляют необычные результаты. В подростковом возрасте юноши и девушки не придерживаются слепо своей первоначальной концепции. Этим их мышление резко отличается от мышления детей, которые теряются, если получают неожиданные результаты, противоречащие их простому восприятию событий.

Мы говорили о том, что уже на дооперациональной стадии ребенок начинает пользоваться символами. Но подросток с формально-операциональным мышлением начинает применять вторую систему символов: набор символов для символов. Например, в метафорической речи понятия обозначаются другими словами, а алгебраические символы заменяют цифры. Способность замещать символы символами делает мышление подростков значительно более гибким, чем мышление ребенка. Слова могут теперь иметь двойное или тройное значение. С помощью комикса можно изобразить целую историю, которую иначе пришлось бы долго объяснять на словах. Не случайно в начальной школе детей не учат алгебре, и дети затрудняются в понимании политических комиксов или религиозной символики вплоть до старших классов (Elkind, 1970).

Еще одним важным отличием конкретно-операционального мышления детей от формально-операционального мышления подростков является то, что последние могут ориентироваться на абстракции, а не на непосредственные впечатления. Они способны отрешиться от конкретной реальности и думать об абстрактном и возможном. Это дает им возможность проецировать себя в будущее, отличать реальное настоящее от возможного и думать о том, что могло бы быть. Подростки могут не только принимать и понимать данность, но также способны представить себе, что могло бы произойти. Поскольку они умеют создавать идеи, они способны развивать усвоенное, генерировать новые или другие представления и мысли. Их мышление становится изобретательным, оригинальным, образным и с преобладанием возможного над реальным. «Подросток – это человек, который полностью посвящает себя возможностям… который начинает строить „системы“ и „теории“ в самом широком смысле слова» (Baker, 1982). Эта способность проецировать себя в будущее приводит ко многим важным последствиям в жизни подростка.

Резюмируя концепцию формального мышления Пиаже, перечислим четыре ее главных аспекта: интроспективное мышление (мысли о мыслях); абстрактное мышление (выход за границы реального к возможному); логическое мышление (способность учитывать все значимые факты и идеи и делать из них верные выводы, такие как установление причинно-следственной связи) и гипотетическое мышление (формулирование гипотезы и ее доказательство с учетом многих переменных). На рис. 6.4 представлен обзор способностей, отличающих стадию конкретных операций от стадии формальных операций.

Рис. 6.4. Характеристики конкретно-операционального и формально-операционального мышления Идеализм Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и становятся критичными наблюдателями фактического положения вещей, а также весьма критично относятся к взрослым. У некоторых подростков на определенное время развивается нечто вроде мессианского комплекса. При всей своей скромности они тем не менее приписывают себе важную роль в спасении человечества. Они могут заключить договор с Богом, обещая ему бескорыстное служение, но при этом рассчитывая сыграть решающую роль в деле, которому служат (Piaget, 1967). Они считают, что предпринимают серьезные усилия, чтобы переделать мир, обычно в словесных баталиях, но иногда – в различных групповых движениях.

...

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…

Почему подростки часто придерживаются экстремистских политических взглядов ?

Подростки часто придерживаются крайних взглядов, политических или каких-либо других, потому что они – идеалисты. Причина такого идеализма заключается в их недавно появившейся способности мыслить гипотетически и представлять, каким мог бы быть мир. К тому же абстрактное мышление позволяет подросткам находить новые решения старых проблем.

Некоторые подростки увлекаются политическим идеализмом и утопическими идеями перестройки общества. У старших подростков эгоцентризм сменяется социоцентризмом. В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение. Из-за своей психологической незащищенности подростки легко идентифицируются со слабыми, бедными и угнетаемыми жертвами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу Элкинд (1967) считает, что младшие подростки бунтуют в основном на словесном уровне, почти ничего не делая для защиты декларативно поддерживаемых гуманных идеалов. Только позднее, в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с соответствующими действиями и становятся более понимающими, терпимыми и полезными.

Идеализм подростков является результатом их новой способности различать действительное и возможное. Они становятся заступниками аутсайдеров и часто помогают людям в трудных ситуациях Долговременные ценности Лицемерие Во-первых, подросток постоянно жалуется на то, что брат заходит к нему в комнату и берет его вещи. Он упрекает отца в том, что тот не наказывает брата за эти проступки; но, с другой стороны, сам мальчик не испытывает угрызений совести из-за того, что приходит в кабинет отца, без спроса пользуется его компьютером и калькулятором и слушает рок-музыку на его стереосистеме.

...

ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…

Почему подростки часто говорят одно, а делают другое ?

Подростки часто говорят одно, а делают другое, потому что, выполняя обычные повседневные дела, мысленно они «витают в облаках» и не всегда видят взаимосвязь между тем, что делают, и тем, о чем думают. Взрослые неосознанно поощряют такое притворство, когда просят подростков демонстрировать определенные чувства, в то время как их на самом деле нет.

Второй пример касается группы молодых людей, которые участвовали в движении «Марш в защиту воды», получая от спонсоров деньги за каждую пройденную милю. Деньги предназначались для оплаты проб воды в озере Онтарио и борьбы с его загрязнением. Элкинд описывает свою радость по поводу того, что молодежь оказалась вовсе не такой корыстной и беспринципной, какой ее иногда считают. Однако на следующий день выяснилось, что по обочинам дороги, где проходил марш, полно мусора, оберток от гамбургеров и жестянок от лимонада и пива. Пришлось нанимать рабочих для уборки мусора. Возникает вопрос: не больше ли стоимость уборки собранных во время марша денег? Лицемерили ли юные демонстранты? С одной стороны, они протестовали против загрязнения окружающей среды, а с другой – сами оказались среди главных нарушителей, которые губят эту среду (Elkind, 1978).

Поведение этих молодых людей было лицемерным в той мере, в какой оно отражало расхождение между идеалами и поступками. Предполагается, что подростки способны связать общую теорию с конкретными практическими делами, а это не всегда так. Младшие подростки могут сформулировать общий принцип, например «нельзя загрязнять окружающую среду», но у них не хватает опыта для того, чтобы применить его на практике. Это происходит, скорее всего, по причине незрелости их интеллекта, а не из-за порочности характера. Молодые люди считают, что следовать принципам высокой морали – значит просто осознать их и выразить словами, а ничего конкретного можно и не делать. Такое отношение приводит в замешательство и огорчает взрослых, которые настаивают на том, что идеалы невозможно обрести мгновенно – над ними нужно работать. Молодежь, в свою очередь, считает установки взрослых циничными и лицемерными (Elkind, 1978).

Способность подростков размышлять о себе, о собственных мыслях и обществе приводит и к другому проявлению лицемерия: подростки притворяются, что они не те, кем являются на самом деле. Ожидается, что им должна нравиться школа, но на самом деле это бывает нечасто. Ожидается, что подростки разделяют убеждения своих родителей, даже когда не согласны с ними. Ожидается, что они не должны выражать обиду и гнев, но на самом деле они и обижаются, и сердятся. По общему мнению, поведение взрослеющих детей не должно расстраивать или разочаровывать родителей, и подростки не решаются говорить с ними и обсуждать самые важные для себя темы. От них требуют не делать одного, не чувствовать другого и не хотеть третьего и ожидают отрицания самих себя и, следовательно, лицемерного поведения. И их недавно обретенная способность предвидеть возможное позволяет им выйти за пределы своего реального Я и притвориться, что они те, кого ожидают увидеть другие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]