Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
к реферату о бабушке.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
359.17 Кб
Скачать

Депортация в Молдавии

Весной — в начале лета 1941 года c территорий, вошедших в состав СССР в 19391941 годах, началась депортация «нежелательных элементов». В Молдавии (с Черновицкой и Аккерманской областями УССР) депортации начались в ночь с 12 на 13 июня. Депортировались «главы семей» (которых вывозили в лагеря военнопленных) и члены семей (ссыльнопоселенцы). Ссыльнопоселенцы из этого региона были высланы в Казахскую ССР, Коми АССР, Красноярский край, Омскую и Новосибирскую области. Общая оценка числа ссыльнопоселенцев из Молдавии во всех регионах расселения составляет 25 711 человек в 29 эшелонах. Суммарное число «изъятых» обеих категорий приводится в докладной записке замнаркома госбезопасности СССР Кобулова Сталину, Молотову и Берии от 14 июня 1941 года и составляет 29 839 человек.[19] 18-20 июня было депортировано около 5 тыс. жителей Молдавии. Мужчин перевозили в четырёх эшелонах, три из которых направили в Козельщину (Полтавская обл.) и один — в Сумскую область[20].

Судьба депортированных

Депортация производилась эшелонами в составах, оборудованных по-летнему для людских перевозок[11]. В каждом вагоне группы «B» было по 30 человек. В пути следования по жел. дороге заключенные группы «B» получают бесплатно один раз в сутки горячую пищу и 800 грамм хлеба на человека. Для громоздких вещей на каждый эшелон выделялось по 2 товарных вагона.[12]

Сначала «А» и «В» вагоны ехали в составе одного эшелона, но через какое то время первые вагоны были отцеплены и отправлены в лагеря принудительной работы.[источник не указан 1335 дней] Большинство арестованных из А вагонов направили сначала в Старобельский и Юхновский лагеря а также в Верхотурский ЛП (Свердловская область), небольшая часть сразу же была отправлена в тюремные лагеря Кировской области.[источник не указан 1335 дней] Однако заключенные, направленные в Старобельский и Юхновский лагеря, в результате быстрого продвижения немецких войск оказались в районе боевых действий, поэтому были сразу направлены в военные лагеря Сибири.[источник не указан 1335 дней] В конце 1941 года в военных лагерях стали действовать комиссии по расследованию, которые проводили допросы и выносили смертные приговоры на местах.[источник не указан 1335 дней] На основании таких приговоров многие заключенные были расстреляны.[источник не указан 1335 дней] К концу 1941 года в системе ГУЛАГа находилось более 7000 эстонцев, 3200 которых были направлены в лагеря в результате июньской депортации. К концу следующего, 1942 года, это число уменьшилось на 1600 человек — примерно до 5000 человек.[12]

Женщин и детей из вагонов В отправили на поселения в Кировскую, Новосибирскую, Омскую и Томскую области а также в Алтайский и Красноярский край.[источник не указан 1335 дней] Аресты продолжались и некоторых переправляли из поселений в лагеря.[источник не указан 1335 дней] По мнению эстонского историка П. Варю, судьба депортированных сложилась следующим образом: погибли — 3873 человека, без вести пропали — 611, с неясной судьбой — 110, бежали — 75, освобождены — 4631.[13] Таким образом, смертность среди заключенных составила менее 60 %. Среди ссыльных же смертность равнялась примерно 30 %.[12]

После войны условия жизни депортированных стали постепенно улучшаться.[источник не указан 1335 дней] В 1946—1947 годах власти обещали выслать обратно в Эстонию детей у которых были родственники на родине.[источник не указан 1335 дней] В 1949—1951 годах однако органы безопасности отыскали большинство вернувшихся и депортировали их снова в Сибирь.[источник не указан 1335 дней] Возможность вернуться на родину появилась у депортированных в конце 50-х годов.[источник не указан 1335 дней]

В июне 1941 года Москва поставила перед кишиневским руководством задачу депортировать целый ряд категорий бессарабцев, в частности, тех, кто служил в румынском государственном аппарате. Керсновская подробно рассказала о том, кого и как депортировали. Ее личный кошмар растянулся на десять лет. А в Молдову пришла советская власть со всеми вытекающими последствиями.

Депортацией 12 июня 1941 года в Молдове руководил генерал-майор Николай Сазыкин. Сын крестьянина, получивший образование в институте народного хозяйства имени Плеханова и плановом институте, с 1928 года он работал экспедитором в ГПУ и экономистом ГУЛАГа, а блиц-карьеру в НКВД сделал при Берии, когда арестовывали бывших выдвиженцев Ежова.

В 1938 году Сазыкин возглавил секретариат 2-го (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД СССР, в том же году стал заместителем начальника секретариата НКВД СССР, а 7 августа 1940 года был переведен в Молдавию наркомом внутренних дел. С февраля по июнь 1941 года он был наркомом госбезопасности Молдавской АССР. Это были времена массовых арестов, расстрелов и депортаций.

Сначала по требованию Гитлера было выслано в Германию более 100 тысяч немцев, что положило конец крупной бессарабской немецкой общине. Весной 1941 года были составлены списки подозреваемых в антисоветской деятельности, а в ночь на 13-14 июня прошла акция депортации, в ходе которой выслали, по разным оценкам, от 22 до 25 тысяч человек. Расстреливали тогда ниже современной улицы Гренобля, где позже были найдены останки погибших. Историки считают также, что расстрелы велись в кишиневских катакомбах.

Массовыми арестами на территории присоединенной к СССР Бессарабии Сазыкин руководил в последние дни своего пребывания в должности: его отозвали в Москву, где он стал начальником особого отдела Южного фронта. С 25 октября 1941 года по май 1943-го Сазыкин возглавлял 3-й спецотдел НКВД, специализировавшийся на обысках и арестах, затем стал заместителем начальника 2-го (контрразведывательного) управления НКГБ СССР. После войны, будучи уполномоченным НКВД и НКГБ СССР по Эстонии, организовал массовые депортации эстонцев.

С легкой руки Берии Сазыкин был назначен заместителем начальника отдела "С" НКВД СССР, который занимался разведкой в сфере создания ядерного оружия. В мае 1947 Берия вновь подчеркнул, как он доверяет Сазыкину, сделав его своим помощником по вопросам новой техники в должности заместителя председателя Совета министров СССР, а после смерти Сталина продвинул коллегу на пост главы 4-го (секретно-политического) управления МВД СССР.

После падения Берии Сазыкин слетел с поста и некоторое время преподавал в московской школе МВД-КГБ. Однако в 1954 году он был лишен воинского звания и уволен «по фактам, дискредитирующим высокое звание», а в 1957 году исключен из партии. Впрочем, бывший палач не пропал, устроившись на работу в систему министерства среднего машиностроения.