
- •Заключение.
- •Депортация в Молдавии
- •Судьба депортированных
- •История раскулачивания
- •Социальный портрет раскулаченного в 1930 году Опыт создания базы данных по материалам архива города Троицк
- •Вступительное слово
- •Введение
- •1. Тема репрессий в уральской историографии
- •Внешняя и внутренняя характеристика источников
- •Списки с развернутым описанием имущественного положения, уплаченных налогов и оснований, на которых семья выселяется
- •Основания к выселению крестьян Клястицкого сельсовета
- •2. Методики исследования
- •3. Полученные выводы и результаты
- •Процентное распределение раскулаченных по сельсоветам
- •Заключение
- •Глава 3 Оценки масштабов репрессий
- •Глава 4 Последствия
- •4.1 Реабилитация
Заключение
Итак, мы можем сделать вывод, что из 100 обследованных семей 68% по формальным показателям не попадали под категорию кулаков. Почему же они были раскулачены? Если обратиться к данным налоговых сводок по единому сельхозналогу за 1927—1928 г., то число хозяйств Уральской области, имеющих доход более 1 тыс. руб., равнялось 1135. Вместе с тем, в среднем на каждое хозяйство здесь приходилось 8,8 едока. Поэтому средний доход на 1 едока составил 114 руб. Можно сделать вывод, что по предложенной официальными органами классификации кулацких хозяйств в Уральской области в данный период было меньше тысячи. Если же учесть, что в последующие годы их численность в результате различных чрезвычайных мер не увеличивалась, а только уменьшалась, можно представить себе, насколько эта цифра была меньше, чем декларировалось официальными органами. Осенью 1929 г. это число доходных хозяйств составляло 1,6% всех крестьянских дворов на Урале. К лету 1930 г. было раскулачено 30 тысяч хозяйств (2,6%) или на 18,5 тыс. больше, нежели было зажиточных хозяйств. Естественно, что в этих условиях, стремясь перевыполнить план, раскулачивали не только зажиточных, но и середняков, используя все возможные и невозможные обвинения. Таким образом, можно сделать вывод, что основной удар кампании по раскулачиванию был нанесен по экономически крепким, но отнюдь не кулацким крестьянским хозяйствам, что привело к разрушению их традиционной структуры, мощности и возможности дальнейшего развития. Отчуждение крестьян от собственности на землю и орудия производства привели, в свою очередь, к атрофированию чувства хозяина и заинтересованности в результатах своего труда и положило начало кризисным явлениям в сельском хозяйстве Урала, которые проявляются и в конце века.
. XX век был очень сложным для нашей страны – произошла смена власти, смена приоритетов. То, что было раньше свято, рушили, то, чем прежде гордились, старались забыть. Революции, войны, репрессии, экономические и политические потрясения разбрасывали людей по всему свету, многие семьи рушились, люди погибали или пропадали бесследно, информация о них умалчивалась или уничтожалась, прерывались родовые связи. В этой связи очень радует, что в последнее время все больше людей стремятся возродить утраченные ценности, обращаются к истокам – хотят знать, кем были их предки, как и где они жили. Невозможно воспитать любовь к Отечеству, не испытывая любви к своей семье. Ведь семья – это не только мама, папа и я, это все наши предки, генетические частицы которых вложены в каждого из нас.
К сожалению, все меньше остается в живых тех, кто жил и творил историю в прошедшем уже XX веке. И поэтому важно успеть получить как можно больше сведений от наших бабушек, дедушек о том времени, о той жизни. Чтобы потом мы, живущие в XXI веке, могли передавать своим потомками историю нашей семьи, как основополагающую часть истории нашей страны.
Литература
Колмаков А.И. История становится ближе// Преподавание истории. – 1998. – №5. – с.44
Чернова М.Н. Изучение истории семьи// Преподавание истории. – 2001. – №3. – с.47
Гольденберг М.Л. Интервью как метод активизации познавательной деятельности//Преподавание истории. – 2001.– №4.
Взгляд на события, происходившие в стране через призму каждой отдельно взятой семьи, позволяет сделать эти события зримее, понятнее, ближе.
Поскольку в целом вся эта кампания по «раскулачиванию» имела плохо скрываемую цель - обеспечить дармовой рабочей силой предполагавшееся индустриальное освоение малоосвоенных районов страны с тяжелыми природно-климатическими условиями, постольку большевистское правительство, конечно же, было заинтересовано в сохранении определенного количества живых рабочих единиц.
По постановлению СНК СССР № 174 от 16 августа 1931 г. на расходы по переселению и устройству спецпереселенцев государством выделялось 40 млн рублей. Судя по тому, какое жалкое существование влачили спецпереселенцы в первые годы жизни в «кулацкой ссылке», эта сумма была совершенно недостаточной.
Однако, чуть позднее, согласно постановлению Президиума ЦИК СССР от 3 июля 1931 г. «О порядке восстановления в гражданских правах выселенных кулаков» краевым, областным исполнительным комитетам предлагалось провести работу в данном направлении. В нем отмечалось, что можно восстанавливать в гражданских правах по истечении пяти лет со дня выселения, а проработавших в золотой и платиновой промышленности - по истечении трех лет, по представлениям соответствующих полномочных представительств ОГПУ, тех спецпереселенцев, которые проявляли себя в местах новых поселений безусловно честной работой, лояльным отношением и поддержкой мероприятий Советской власти. Согласно данному постановлению с 1933 г. в избирательных правах стали восстанавливаться дети кулаков, достигшие совершеннолетия, в том случае, если они занимались общественно-полезным трудом и добросовестно работали.
Постановлением ЦИК СССР от 25 января 1935 г. все бывшие кулаки были восстановлены в избирательных правах наравне с другими гражданами СССР.
Итак, завершился огромный этап депортации одного из крупнейшего класса советского общества - крестьянства. Чего же добилось сталинское руководство, поставив цель «раскулачивания» основной массы крестьянства? Ответ на первый взгляд кажется простым, но за ним - тысячи замученных, искалеченных судеб, сотни тысяч погибших людей, лишение прав и возможностей нормально жить и трудиться.
Репрессии завершились выселением за пределы округа проживания, лишением всех прав выселенных. Направление миллионов раскулаченных крестьян на спецпоселение (трудпоселение) явилось следствием государственной политики спецколонизации, то есть освоение малоосвоенных районов страны посредством насильственных перемещений.
Земсков В.НВ годы сталинского режима необоснованным политическим репрессиям подверглись многие общественные и государственные деятели, представители различных социальных слоев населения, а также целые народы и этнические группы, насильственно депортированные из постоянных мест проживания.
. «Кулацкая ссылка» в 30-е годы // Соц. исследования. - 1991. - №. 10. - С. 3.
В конце 20-х и начале 30-х годов разрабатывается и совершенствуется механизм практического осуществления широкомасштабных насильственных переселений населения Центральных районов России, Украины, Белоруссии, Закавказья в Северный край, Урал, Сибирь и Казахстан, для чего создавались специальные учреждения во главе с печально известным ОГПУ.
При Политбюро ЦК ВКП (б) функционировал специальный рабочий орган по проведению кампании выселения и расселения, известный в литературе под названием «комиссия А. Андреева». Из первых руководителей партийных органов, полномочных представительств ОГПУ и прокуратуры на местах создавались так называемые «тройки», которые на внесудебных заседаниях, списочным порядком выносили приговоры о расстреле или выселении.
Начиная с конца 20-х годов советское руководство приступило к процессу «раскулачивания», и с этого времени насильственные переселения приобрели форму массовых, планируемых заранее, с указанием предполагаемого количество «врагов», «саботажников».
Мера наказания крестьян в виде ссылки участились после принятия постановления ЦК ВКП (б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором говорилось, что партия имеет полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения экспроприаторских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса.
С целью придания этому процессу правовой основы ЦИК и СНК СССР приняли 1 февраля 1931 г. постановление «О предоставлении краевым (областным) исполкомам и правительствам автономных республик права выселения кулаков из пределов сплошной коллективизации сельского хозяйства [1].
Согласно данному постановлению подавляющее большинство депортированных крестьян вначале направлялось на трудпоселение (кулацкая ссылка), затем спецпоселение, и получило статус трудпоселенцев, спецпереселенцев и спецпоселенцев.
В начале 30-х годов сталинский режим приступил к осуществлению принудительного выселения крестьян (из категории раскулаченных) из центральных районов России, Украины, Закавказья, Средней Азии на территорию Казахстана, которая была определена в качестве «кулацкой ссылки».
Долгое время трагедия выселенных народов оставалась запретной темой. В отечественной историографии эта проблема до начала 90-х годов XX века не была объектом специального исследования. В течение нескольких десятилетий умалчивался даже сам факт депортации репрессированных народов.
В ряде работ репрессии против целых народов объясняются лишь злоупотреблениями И. В. Сталина и Л. П. Берия. Нам же представляется, что депортация народов являлась долгосрочной партийно-государственной политикой и причины следует искать в природе советского тоталитарного режима.
Огромная трагедия репрессированных народов России в XX веке по своему содержанию и характеру настолько сложна, что требует объединения усилий историков, юристов, социологов, экономистов и демографов, чтобы сделать объективные выводы для грядущих поколений.