
- •Лекция 3. Певцы былин
- •Трофим Григорьевич Рябинин
- •Иван Трофимович Рябинин
- •Петр Иванович Рябинин-Андреев
- •Василий Петрович Щеголенок
- •А.Е. Чуков
- •Никифор Прохоров
- •Настасья Степановна Богданова (Зиновьева)
- •Иван Герасимович Рябинин-Андреев
- •Григорий Алексеевич Якушев
- •О современном состоянии былинного эпоса
Иван Герасимович Рябинин-Андреев
К первой четверти XX века относится сказительская деятельность третьего представителя славного рода сказителей Рябининых – Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева, пасынка Ивана Трофимовича. Свое былинное знание Иван Герасимович унаследовал от отчима, с которым прожил до 23-летнего возраста. Впоследствии Иван Герасимович становится видным мастером эпического искусства. Записи, произведенные от Ивана Герасимовича в 1921 году, показали, что он воспринял эпический репертуар отчима почти полностью (в его репертуаре отсутствовали только былины о Хотене и две исторические песни – об Иване Грозном и о Скопине). У отчима перенял он и напевы, тоже восходящие к Трофиму Рябинину, и все характерные особенности исполнения.
Иван Рябинин принадлежал, подобно отцу и деду, к представителям классического стиля былинного исполнения. Свои былины он всегда пел, и тексты их отличаются четким и чеканным ритмом. Все основные идейно- художественные особенности, которыми отмечены были- ны старших Рябининых, отличают и тексты Ивана Герасимовича: особое выделение героической линии и одновременно интерес и внимание к социальным моментам, четкость основного замысла и социальной идеи, строго выдержанные образы богатырей и их врагов, полнота и художественность описаний, стройность и ясность композиции. И.Г. Рябинин-Андреев – чуткий и вдумчивый хранитель семейной эпической традиции. Вносимые им изменения выражались лишь в перемещении из одной былины в другую некоторых описаний, словесных формул, «общих мест», в некотором обновлении лексики, а также в заметном усилении диалога. В основном же оставалось неизменным не только само сюжетное развитие былины, но и выработанная старшими Рябиниными художественная словесная ткань. Умер Иван Герасимович в 1926 году.
Григорий Алексеевич Якушев
К числу крупнейших знатоков былинного эпоса следует отнести Григория Алексеевича Якушева из д. Ме-лентьевской на Купецком озере в Пудожье. Участниками экспедиции 1927—1928 гг. от него было записано тридцать семь былинных сюжетов. Г. А. Якушев еще в большей мере, нежели Н. С. Богданова, соединяет эпоху Рыбникова и Гильфердинга с нашей эпохой. Это сказитель переходного времени, может быть, самый крупный из певцов XIX—XX вв.
Былинное творчество Якушева обобщает былинное сказительство целого ряда певцов эпохи Рыбникова и Гильфердинга. Он является учеником Ивана Фепонова, Никифора Прохорова и Потапа Антонова. «Сравнительное изучение текстов Якушева, — замечает Ю. М. Соколов, — с соответствующими текстами то учителей (по сборникам Рыбникова и Гильфердинга) обнаруживают не механическое следование им, а выработку Г. А. Якушевым самостоятельного, индивидуального стиля, свидетельствующего о большой творческой работе этого прекрасного сказителя». К сожалению, былины Г. А. Якушева, представляющие исключительно большой теоретический интерес, как и все ценнейшие материалы экспедиции «по следам Рыбникова и Гильфердинга», до сих пор еще не изданы.
Исключительно большое значение для изучения былинной традиции в Карелии имеют советские сказители Федор Андреевич Конашков из села Семеново, Пудожского района и Петр Иванович Рябинин-Андреев из Гарниц, Заонежского района. Оба они являются потомственными сказителями. Конашков перенял былины от своего дяди Василия Степановича Конашкова, который, в свою очереди, научился петь былины от своих предков. П. И. Рябинин-Андреев является в четвертом поколении представителем знаменитого рода Рябининых. Былинная традиция в семье Конашкова существовала давних пор. Федор Андреевич говорил, что былины поются в их роду со времени Ивана Грозного. В 1871 г., когда Гильфердинг собирал былины в Пудожском крае, Конашков уже знал одну былину, перенятую от своего дяди. Всего от Ф. А. Конашкова, по свидетельству Л. М. Линевского, записано 22 былинных сюжета. С пением своих былин Федор Андреевич выступал в Петрозаводске, Ленинграде и Москве. Он любил свои былины, готов был петь их без конца, находил в былинном сказительстве много прекрасного, близкого его художественной натуре. Петрозаводская общественность хорошо помнит колоритного старика, смышленого и не по возрасту бодрого, с живыми, искрящимися глазами, седой окладистой бородой, прикрывающей изрытое морщинами и овеянное ветром лицо. Федор Андреевич знал также сказки, особенно он любил рассказывать про хитрого Ерша Ершовича. Умер Ф. А. Конашков в 1941 г.
Карело-финский научно-исследовательский институт культуры совместно с фольклорной секцией Академии Наук СССР продолжил работу в области собирания и изучения былинного эпоса Карелии. Записи последних лет показали, что в Карелии, особенно в Пудожском крае, до сих пор можно встретить хороших знатоков старинной эпической поэзии. Молодые фольклористы (А. Соймонов, М. Михайлов, К. Чистов, Г. Парилова и В. Дмитриченко), воспитанники и ученики М. А. Азадовского и А. М. Астаховой, в 1938 — 1939 гг. в Пудожье выявили ряд новых хранителей былинного эпоса.
Из пудожских сказителей особенно следует отметить А. М Пашкову, И. Т Фофанова, И. А. Ремизова и Н.В. Кигачева.
От каждого из этих сказителей записано свыше десяти сюжетов. И каждый из них оригинален по-своему. Л. М. Пашкова - талантливая вопленица и, вместе с тем, знаток былинного эпоса. Репертуар ее исключительно разнообразен: плачи, былины, песни, сказки, духовные стихи, исторические песни, пословицы и поговорки. Она же является автором поэм и сказов о советской действительности, о вождях и героях советского народа. Если А. М. Пашкова проявила особый интерес к новеллистическим былинам, то И. Т.Фофанов особенно любит героические былины об Илье Муромце. Фофанов с детства научился петь былины: источники его былинного сказительства восходят частично к известному Прохорову («Утка»). И. Т. Фофанов среди современных певцов выделяется явным стремлением к стройным классическим композициям, к строгой обрядности, к постоянным формам былинного эпоса. Совсем другой тип сказителя представляет собой Н. В. Кигачев, смышленый и грамотный человек. Он многие былины выучил по книге и при помощи книги сумел расширить свой репертуар. И это не единственный случай, когда источником былинного сказительства у современного певца является книга.