Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алешина Ю.Е..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.91 Mб
Скачать

Использование паузы

Использование паузы как средства психотерапии трудно перео­ценить. О значении ее для работы с клиентами много говорил К.Род­жерс, подчеркивая, что умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональных навыков практика (Rogers S., 1971).

Соблюдая паузу, психолог предоставляет возможность говорить клиенту, стимулирует монолог. Наличие пауз в беседе создает ощу­щение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить и понять. Консультанту следует вы­держивать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает воз­можность добавить к тому, что уже сказано, поправить, уточнить. Кро­ме того, благодаря ей можно избежать ситуации, которая, к сожалению, нередко возникает в процессе консультирования, когда клиент и кон­сультант начинают конкурировать друг с другом, бороться за право

вставить слово, что-то сказать. Возможность говорить должна быть предоставлена прежде всего клиенту и тогда в тот момент, когда настает черед говорить психологу, его будут слушать особенно внимательно.

Говоря о психотерапевтической паузе, нельзя не вспомнить о специальных случаях ее использования, когда психотерапевт практически полностью молчит, провоцируя пациента на монолог. Так обстоит дело, например, в психоанализе, где важно, чтобы все, что говорилось, было в большей мере связано с глубинными чувствами и переживаниями пациента, а не являлось реакцией на вопросы и ком­ментарии профессионала. Конечно, использование паузы таким обра­зом позволяет глубже заглянуть в бессознательное, но такая задача не соответствует целям консультирования, где временные рамки и запро­сы клиента строго ограничены. Это значит, что пауза консультанта не должна быть чрезмерной, длительной. Ведь, как известно из опыта групповой психотерапии, чрезмерная пауза провоцирует агрессию на ведущего (Yaloml.D., 1975).

Время паузы воспринимается в беседе по особому, и минутная пауза будет выглядеть как «вечность». Для нормальной паузы вполне достаточно 30—40 секунд. Впрочем, консультанту стоит специально поэкспериментировать с тем, что значит пауза, понаблюдав за часами с секундной стрелкой.

Разговор о технологии ведения консультативной беседы можно продолжать еще очень долго. К тому же у каждого опытного профессионала есть свои приемы и «уловки», помогающие в работе с самыми разными клиентами. Но хочется, завершая этот раздел, еще раз повторить, что для того, чтобы овладеть всеми этими приемами на действительно высоком уровне, необходимы долгие часы работы под наблюдением опытного профессионала-супервизора. Только в этом случае можно увидеть себя со стороны, понять и отрефлексировать многое, что иначе останется незамеченным.

Глава 4. Консультирование родителей

По поводу сложностей

Во взаимоотношениях

Со взрослыми детьми

Одна из наиболее частых проблем, с которыми приходится сталкиваться в консультационной работе, — это жалобы родителей на трудности во взаимоотношениях со своими взрослыми детьми. Обычно с такими жалобами приходят матери, но бывает, что и оба родителя или даже один отец. При этом они обычно хотят факт своего обращения за помощью сохранить в тайне от детей. Это значит, что с самого начала беседы психолог должен быть ориентирован на разрешение конфликта «силами присутствующих», без привлечения дополнительной инфор­мации, не имея возможности взглянуть на данную ситуацию глазами «обвиняемых» — детей. Поскольку в данном пособии речь идет лишь о проблемах консультирования взрослых и не предполагается учитывать какие-либо особенности детской психологии, здесь будут анализироваться трудности во взаимоотношениях родителей с детьми старше 15—16 лет, т.е. уже преодолевших в основном трудности подро­сткового возраста.

Очень условно жалобы родителей на детей можно разделить на 4 группы (разумеется, они не являются взаимоисключающими, а чаще всего сопутствуют друг другу).

1. Отсутствие контакта с детьми: непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощу­щение своей родительской ненужности, чуждости ребенку т.д. Для клиентов с такими проблемами характерны высказывания типа: «Я его (ее) совершенно не понимаю» или «Я ничего о ней не знаю, где она бывает, кто ее друзья» или «Он мне ничего о себе не рассказывает, не доверяет» и т.д.

2. Неуважительное, резкое отношение детей к родителям, постоян­ные ссоры и конфликты с ними по пустякам. Для таких жалоб харак­терны высказывания типа: «Он постоянно мне грубит», или «Он абсо­лютно со мной не считается», «Он (она) ничего не хочет делать по дому, ни в чем не помогает».

3. Тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запу­тавшихся, одиноких и т.д., что и служит для обращения в консуль­тацию. Жалобы обычно формулируются так: «У моей дочери очень плохие отношения с мужем, я бы очень хотела помочь ей наладить

семейные отношения, но не знаю, как это сделать» или «Мой сын бросил институт, в котором отучился 4 года» или «Дочке 19 лет, а она уже сделала 2 аборта».

4. Проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся пове­дением детей: «Моя дочь употребляет наркотики, как можно ей помочь бросить?», «Мой сын член шайки, занимающейся спекуляцией и воров­ством, что мне делать?»

Естественно, какой бы ни была жалоба клиента, первая задача консультанта — разобраться в сути проблемы, понять, насколько соот­ветствуют действительности претензии и оценки родителя, поставить свой диагноз проблемы. Наиболее очевидный путь для этого — сбор конкретных фактов. Чаще всего пришедший на прием родитель — сло­воохотливый клиент, с готовностью, без наводящих вопросов рассказы­вающий свою историю. И все же для того, чтобы получить информацию о конкретных ситуациях, консультанту приходится специально зада­вать вопросы о том, как именно разворачивается взаимодействие ребен­ка с родителем, что они говорят друг другу, почему и как вспыхивают ссоры, что именно служит основанием для беспокойства и подозрений. Важными моментами в постановке точного психологического диагноза, позволяющего выдвигать и формулировать дальнейшие гипотезы, являются:

а) выяснение того, насколько серьезна причина беспокойства родителя по поводу ребенка, иначе говоря, является ли ребенок «нор­мальным», т.е. представляют ли его трудности, странности или особен­ности поведения проявления независимости, самостоятельности, отличных от родительских представлений о жизни, или в его поведении, высказываниях и реакциях действительно присутствуют некоторые особенности, свидетельствующие о каких-либо психических и социаль­ных отклонениях;

б) понимание, какова действительно позиция родителя по отно­шению к ребенку, что лежит в основе прихода в консультацию — собственные проблемы или беспокойство за сына (дочь), стремление помочь ему (ей) или желание обрести помощь и поддержку для себя и избавиться от собственных страхов, переживаний вины, ненужности и т.д.

Нередко встречается ситуация, когда верно и то, и другое, тем более, что неблагополучие, неуверенность в себе, неадекватность позиции самого родителя — это всегда основания для того, чтобы у ребенка в жизни также были трудности и проблемы. Но поскольку реальным клиентом в этой ситуации обращения все же является родитель, основное внимание консультанта всегда должно быть направ­лено на то, чтобы помочь ему разобраться в собственных страхах и проблемах, понять, насколько уместны и целесообразны переживания за ребенка.