Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
068479_8036D_popondopulo_v_f_mezhdunarodnoe_kom...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.83 Mб
Скачать

2.2. Договор международного финансового лизинга

Понятие договора международного финансового лизинга. В основу по­нятия договора международного финансового лизинга было положено оПределение финансового лизинга, разработанное в 1977 г. Европейской федерацией национальных ассоциаций по финансовому лизингу обору­дования (LEASEUROPE). В соответствии с ним под финансовым лизин­гом движимого имущества понимается передача движимых инвести­ционных ценностей, которые являются оборудованием предприятий, с целью профессионального использования. Данные ценности предвари­тельно приобретаются лизинговым обществом специально с целью пе­редачи в лизинг и остаются собственностью общества в течение всего срока сделки1.

Оттавская конвенция понимает под договором международного финансового лизинга договор, по которому одна сторона (арендодатель):

а) заключает по спецификации другой стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование на условиях, одобренных аренда­ тором в той мере, в которой они затрагивают его интересы;

б) заключает договор (договор лизинга) с арендатором, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.

Сделка финансового лизинга определяется конвенцией как сделка, включающая следующие характеристики:

а) арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и суждение арендодателя;

б) оборудование приобретается арендодателем в связи с договором лизинга, который - и поставщик осведомлен об этом - заключен или должен быть заключен между арендодателем и арендатором;

в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизин­ га, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или суще­ ственной части стоимости оборудования (п. 2. ст. 1).

Конвенция указывает на следующие отличительные черты договора международного финансового лизинга.

Во-первых, арендодатель и арендатор должны иметь свои коммерче­ские предприятия на территории разных государств.

Во-вторых, арендатор самостоятельно выбирает оборудование и постав­щика. Поэтому арендодатель освобождается от какой-либо ответственности перед арендатором за возможные недостатки оборудования, пере­данного в лизинг. Арендодатель приобретает права по предъявлению претензий к продавцу, которые обычно имеет покупатель по договору купли-продажи.

В-третьих, арендодатель приобретает у поставщика оборудование спе­циально для последующей передачи его в лизинг. В связи с этим постав­щик ставится в известность о том, что пользователем данного оборудова­ния будет не арендодатель, а арендатор. Таким образом, особенностью договора международного финансового лизинга является то, что аренда­тор, не находясь в договорных отношениях с поставщиком оборудования, обладает определенными правами по отношению к данному лицу.

В-четвертых, данный договор является исключительно предпринима­тельским, поэтому он всегда возмездный, а его участники — профессио­нальные участники торгового оборота — предприниматели, коммерческие организации.

Предмет договора международного финансового лизинга — это любое имущество, предназначенное для использования его арендатором в его коммерческих целях. В принципе, предметом договора международного лизинга может быть не только движимое, но и недвижимое имущество. Некоторые зарубежные законодательства допускают такую возможность. Например, закон Франции о кредит-аренде допускает сдачу в кредит-аренду и недвижимого имущества, но только для профессионального использования.

По российскому законодательству предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для пред­принимательской деятельности, кроме земельных участков и других при­родных объектов (ст. 666 Г К РФ).

В соответствии с п. 4. ст. 1 Оттавской конвенции предметом между­народного финансового лизинга выступает любое оборудование, за ис­ключением оборудования, используемого преимущественно для лично­го, домашнего, семейного пользования.

Конвенция исключила из сферы своего применения недвижимое имущество в связи с нетипичностью подобного рода сделок для между­народного оборота. Вместе с тем конвенция будет применяться в том случае, если оборудование становится принадлежностью, составной частью недвижимости (ст. 4).

Инициатива по выбору предмета международного лизинга - обору­дования — исходит от арендатора. Именно он определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и сужде­ние арендодателя.

Оборудование передается арендатору не арендодателем, а поставщиком. Поэтому арендодатель, приобретая оборудование для арендатора, должен уведомить поставщика о том, что оборудование предназначено для пере­дачи его в международный финансовый лизинг определенному лицу.

В связи с этим арендодатель освобождается от ответственности за ущерб, причиненный этим оборудованием арендатору или третьим ли­цам. Поскольку арендатор совершенно самостоятелен в своем выборе, всю ответственность он берет на себя. Исключением является случай, когда арендатору причинены убытки вследствие того, что он полагался на опыт и суждение арендодателя, и имело место вмешательство последнего в выбор поставщика или спецификаций оборудования.

При этом арендодатель не несет ответственности перед третьими ли­цами в случае причинения оборудованием вреда их жизни, здоровью или имуществу (ст. 8).

Арендатор принимает на себя все риски, связанные с предметом дого­вора международного финансового лизинга, поэтому гибель, повреждение предмета лизинга не освобождает его от уплаты лизинговых платежей.

Лизинговые платежи. Согласно конвенции, периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются с учетом амор­тизации всей или существенной части стоимости оборудования. При этом лизинговые платежи должны покрыть расходы арендодателя и при­нести ему прибыль.

В соответствии с российским законом «О финансовой аренде (лизин­ге)», под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение зат­рат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизин­годателя.

Конвенция не содержит норм, определяющих состав и порядок опре­деления лизинговых платежей. В международном торговом обороте ли­зинговые платежи устанавливаются в виде платежей за все лизинговое имущество в целом, а в случае, если передаваемое имущество имеет раз­личный срок хозяйственного использования, лизинговые платежи могут быть установлены применительно к каждой группе имущества.

Договоры международного финансового лизинга предусматривают, что в случае изменения системы налогообложения в стране арендода­теля он вправе пересмотреть размер лизинговых платежей. Российский закон «О финансовой аренде (лизинге)» предусматривает на этот счет, что размер лизинговых платежей может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные данным договором, но не чаще чем один раз в три месяца.

При международном финансовом лизинге лизинговые платежи высту­пают в форме: денежных платежей; компенсационных платежей; смешан­ных платежей. Кроме того, лизинговые платежи различаются как: платежи с фиксированной общей суммой; платежи с авансом (когда вначале аренда­тором выплачивается аванс, а после этого оплачиваются периодические платежи); неопределенные платежи (когда заранее размер платежа неизве­стен, и он исчисляется исходя из процента, определенного стороной).

Выкуп имущества арендатором (опцион на покупку) не является обя­зательным признаком договора международного финансового лизинга. В одних странах включение в договор финансового лизинга опциона на покупку оборудования необязательно (например, Франция), в других -обязательно (например, Бельгия, Испания), в третьих — является недо­пустимым (Англия). По российскому закону «О финансовой аренде (лизинге)» переход права собственности на предмет лизинга к лизинго­получателю может быть предусмотрен договором лизинга.

Конвенция нашла компромиссный путь решения этого вопроса, преду­смотрев, что она применяется «независимо от того, есть ли у арендатора или приобретет или нет арендатор впоследствии право купить оборудова­ние или продолжить пользоваться им на условиях лизинга в последующий период, и независимо от того, уплачиваются или нет номинальная цена либо периодические платежи».

Вещные права арендодателя. В соответствии со ст. 7 конвенции вещ­ные права арендодателя на оборудование защищаются «в отношении доверительного собственника при банкротстве арендатора и в отношении кредиторов арендатора, включая кредиторов, получивших обеспечитель­ный или исполнительный документ.

Если для действительности таких прав требуется публичное уведом­ление, то они действительны при соблюдении требований о публичном уведомлении. Вопрос о том, требуется ли такое уведомление, должен решаться по праву той страны, которое, в соответствии с коллизионны­ми привязками, данными в конвенции, считается применимым. По об­щему правилу таким правом будет являться право государства, где нахо­дится оборудование.

Конвенция содержит четыре коллизионные нормы в отношении от­дельных видов оборудования, наиболее часто являющегося предметом договора международного финансового лизинга. Так, в отношении заре­гистрированного судна применимым правом является право государства, в котором судно зарегистрировано, на имя его собственника, в отношении

воздушного судна — государства, в котором это воздушное судно зарегист­рировано; в отношении оборудования, которое обычно перемещается из одной страны в другую — государства, в котором находится коммерческое предприятие арендатора; в отношении любого другого оборудования — государства местонахождения этого оборудования.

Перечисленные правила конвенции не действуют, если положения любого другого международного договора предписывают признание вещ­ных прав арендодателя на оборудование.

Положения о защите прав арендодателя не влияют на права кредито­ров, чьи требования обеспечены залогом оборудования и иным формами обеспечения, а также на права ареста, задержания и удержания судов и самолетов.

Права и обязанности арендодателя. Арендодатель обязан заключить по спецификации лизингополучателя договор поставки с третьей сто­роной — поставщиком. Другая основная обязанность лизингодателя (арендодателя) — заключить договор лизинга с лизингополучателем (арендатором).

Арендодатель обязан предоставить оборудование свободным от како­го-либо обременения, тем самым обеспечить арендатору спокойное вла­дение. В соответствии со ст. 8 конвенции «арендодатель гарантирует, что спокойное владение арендатора не будет нарушено лицом, имеющим преимущественный титул или право или заявляющим о преимуществен­ном титуле или праве и действующим по уполномочию суда, если толь­ко такой титул, право или претензия не являются результатом действия или упущения арендатора». Пункт 3 ст. 8 конвенции содержит правило, согласно которому соглашением сторон не может быть отменено возло­жение ответственности на арендодателя при таких формах вины, как умысел и грубая небрежность, а также при упущениях с его стороны1.

«Арендодатель вправе передать все принадлежащие ему права на обо­рудование либо права, которыми он наделен по договору лизинга, либо часть этих прав или иным образом распорядиться всеми принадлежащи­ми ему правами на оборудование, либо правами, которыми он наделен по договору лизинга, или частью этих прав» (ст. 14). Однако такая пере­дача не освобождает арендодателя от выполнения каких-либо из его обя­зательств по договору лизинга и не изменяет характер договора лизинга или его правовой режим, установленный конвенцией.

Права и обязанности арендатора вытекают из договора лизинга. Арен­датор обязан выплачивать арендодателю периодические платежи в раз­мере, в сроки и в порядке, определенном договором лизинга.

Статья 9 конвенции налагает на арендатора обязанность проявлять надлежащую заботу в отношении оборудования, использовать его разум­ным образом и поддерживать его в состоянии, в котором оно было ему передано, с учетом нормального износа и тех изменений в оборудовании, которые согласованы сторонами в договоре. Улучшение оборудования, взятого в финансовый лизинг, допускается по соглашению сторон.

По истечении срока действия договора лизинга арендатор обязан воз­вратить оборудование арендодателю в надлежащем состоянии, если толь­ко он не воспользовался правом покупки оборудования или продолже­ния его лизинга на последующий период.

Арендатор вправе передать право пользования оборудованием или любые другие права по договору лизинга только с согласия арендодателя на такую передачу и при соблюдении прав третьих лиц.

В обязанности поставщика входит заключение договора поставки обо­рудования на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы. При этом поставщик должен быть осве­домлен о том, что договор поставки заключается в связи с договором ли­зинга.

В соответствии со ст. 10 конвенции обязанности поставщика по до­говору поставки распространяются и в отношении арендатора, как если бы последний являлся стороной такого договора, а оборудование постав­лялось непосредственно ему.

Иными словами, конвенция позволяет арендатору непосредственно обращаться с претензиями по оборудованию к поставщику. Поставщик должен быть заранее осведомлен о том, что оборудование приобретается у него для передачи по договору лизинга арендатору.

Однако поставщик не несет ответственности одновременно перед арендодателем и арендатором за один и тот же ущерб.

Арендатор не вправе прекращать или расторгать договор поставки без согласия арендодателя.

Последствия нарушения договора международного финансового лизинга предусмотрены ст. 12—13 конвенции.

Статья 12 конвенции определяет последствия непоставки оборудова­ния, нарушения сроков поставки или поставки оборудования, не соот­ветствующего условиям договора поставки. В этих случаях арендатор впра­ве в отношении арендодателя отказаться от оборудования или расторгнуть договор лизинга.

Арендодатель имеет право исправить свое ненадлежащее исполнение, предложив оборудование, соответствующее договору поставки, как если бы арендатор дал согласие купить оборудование у арендодателя на тех же условиях, которые содержатся в договоре поставки.

При этом арендатор вправе приостановить периодические платежи, подлежащие уплате по договору лизинга, до тех пор, пока арендодатель не исправит своего ненадлежащего исполнения, предложив оборудова­ние, соответствующее договору поставки, или пока арендатор не утратил право на отказ об оборудования.

Если арендатор использует свое право на расторжение договора ли­зинга, он вправе получить обратно любые периодические платежи и дру­гие суммы, выплаченные им авансом, за вычетом разумной стоимости тех выгод, которые арендатор извлек из оборудования.

Перечисленные ст. 12 конвенцией права арендатора в отношении арен­додателя не изменяют и не прекращают его прав в отношении постав­щика, предусмотренных ст. 10 конвенции.

В случае нарушения договора арендатором арендодатель имеет право на получение причитающихся ему невыплаченных лизинговых платежей с процентами, а также на возмещение понесенных убытков. При нали­чии существенного нарушения договора арендатором арендодатель мо­жет потребовать досрочной выплаты сумм будущих лизинговых платежей, если это предусмотрено договором лизинга, или расторгнуть договор лизинга. После такого расторжения арендодатель может:

  • возвратить владение оборудованием;

  • потребовать возмещения убытков в таком размере, при котором он был бы поставлен в положение, в котором он находился бы при надлежащем выполнении арендатором договора лизинга.

Арендодатель может реализовать свое право на досрочные платежи или расторжение договора только после того, когда он предоставил арендато­ру разумную возможность устранить нарушение договора, о чем уведо­мил арендатора.

Ответственность за нарушение договора международного финансового лизинга в форме возмещения убытков предусмотрена в случае существен­ного нарушения договора лизинга арендатором. Конвенция не опреде­ляет, какое нарушение договора является существенным, оставляя это на усмотрение сторон.

Убытки возмещаются в таких суммах, «которые поставили бы арендо­дателя в положение, в котором он находился бы при выполнении аренда­тором договора лизинга в соответствии с его условиями». Порядок исчис­ления убытков устанавливается договором лизинга. При этом конвенция

исходит из компенсационного характера убытков и предусматривает, что чрезмерно оцененные убытки выплате не подлежат. Стороны не вправе отступать от таких.положений или вносить в них изменения.

Прекращение договора международного финансового лизинга. Договор прекращается по истечении установленного в нем срока. При этом арен­датор вправе выкупить предмет лизинга по согласованной с арендодате­лем цене. Срок договора может быть продлен, при этом стороны огова­ривают его новые условия.

Арендатор, надлежащим образом исполнивший свои обязательства по договору, обладает преимущественным правом на возобновление догово­ра международного финансового лизинга.

В том случае, когда арендодатель не желает продлить договор междуна­родного финансового лизинга или арендатор не желает выкупить предмет лизинга, предмет лизинга должен быть возвращен арендодателю в состо­янии, соответствующему его нормальному износу.

Договор международного финансового лизинга прекращается досроч­но в случае утраты предмета лизинга и невозможности его замены анало­гичным предметом.

Договор прекращается в случае неисполнения сторонами своих обя­зательств по договору. Таким неисполнением со стороны арендатора может являться: неуплата или несвоевременная уплата лизинговых пла­тежей; неисполнение обязательств по страхованию лизингового иму­щества; использование предмета лизинга не в соответствии с услови­ями договора; неосуществление возложенного на арендатора текущего или капитального ремонта, а также иные случаи, установленные в до­говоре.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]