Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России Навейш.время (шп.).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
363.77 Кб
Скачать

28.Ход индустриализации в годы первых пятилеток, её итоги.

Про­блемы индустриализации как одной из осн. задач развития сов. экономики были практически поставлены в кон.1925 г. Гл. задачами И.: первоочередное развитие самых передовых в то время отраслей (энергетики, металлургии, хим. пром-сти, машиностроения), явл. осн. военно-промышл. комплекса и одновременно базой для др. отраслей промыш-сти. А так как средств не хватало, то для реализации этого курса необходимы были сверхцентрали­зация экон. жизни и такое же распределение ресурсов в интересах приорит. отраслей.

В 1927 г. сов. экономистами был разработан первый пятилетний план. Он предусматривал строительство 1500 круп. предприятий. Из них было выделено 50—60 первоочередных объектов, кот. обеспечивались всем необходимым. На их возведение отводилось более половины всех средств, вкладываемых в промышленность. Благодаря подобной тактике темпы роста приоритетных отраслей по сравнению с дореволюционным временем выросли в 2—3 раза. За 12 лет сов. индустриализации (1928—1940) го­дичное производство чугуна и стали увеличилось в 4—5 раз, угля — почти в 5 раз, нефти — почти в 3 раза. По абсолютным показателям промыш. производства СССР переместился с 5-го в 1913 г. на 2-е (после США) место в мире в 1937 г. Выполнение второго пятилетнего плана (1933—1937 гг.) превратило СССР в мощную индустриальную держа­ву, экономически независимую от др. стран. За два пятилетия выросли такие гиганты индустрии, как Днепрогэс, Магнитогорский, Кузнецкий метал­лур. комбинаты, тракторные и автомобил. заводы в Харькове, Москве, Челябинске, Горьком, авиац. заводы в Москве, Куйбышеве и др. Развитие И. подобными темпами привело к усилению админ. методов рук-ва экономикой.

Осущ. И. требовало и коренной реорганизации аг­рарного сектора, так как деревня рассматривалась как источник пополнения финанс. ресурсов для нужд пром-ти. Поэтому командно-админи­стр. методы руководства распростр. и на аграрный сектор. По­литика, проводимая в деревне с 1927 г., привела к самоликвидации многих ку­лацких хоз-в (их количество к осени 1929 г. сократилось с 3,9% до 2,5—3%); свертыванию зернового производства и животноводства.

Командно-админ. системе больше соответствовала коллек­т. система с/х произ-ва. Руководство страны берет курс на сплошную коллективизацию. Эта политика была закреплена в постановлении ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи гос-ва колхозному строи­тельству» от 5 января 1930 г. На основе сплошной К. был взят курс на ликвидацию кулачества как класса. В 1930—1931 гг. в отдал. районы страны было выслано 381 тысяча кулацких семей.

Политика сплошной К. привела к сокращению с/х производства. Положение в деревне стабилизировалось только в сер. 30-х гг., когда было введено директивное планирование на селе.

В кон. 30-х гг. К. с/х по производ­ству ряда видов продукции достигло уровня сер. 20-х гг., правда, уже силами колхозников и рабочих совхозов, которых было на 20 млн меньше, чем крестьян-единоличников в конце нэпа. В 1935 г. была отменена карточная система. Но все-таки аграрный сектор и легкая пром-ть значи­т. отставали от развития тяжелой промышленности.

В годы первых пятилеток соц. структура стала разрушаться. Ее место начинает зани­мать соц. структура социализма, осн. признаком которой явл. соц. однородность. Подавляющее большинство населения работало в обобществленном секторе. К 1937 г. таких было 94,5%, остальные 5,5% со­ставляли крестьяне-единоличники и некооперированные кустари.

Городское население увеличилась с 26 млн в 1926 г. до 60 млн в 1939 г. Численность рабочих за 10 лет выросла втрое (выходцев из деревни). В то же время происходило расслоение рабочего класса, кот. было вызвано изменениями в технолог. процессе и зависимостью за­работной платы от результатов, достигнутых в борьбе за подъем производи­тельности труда. Производительность труда повышалась крайне медленно. Чтобы ее поднять, были увеличены «ножницы» между макс. и ми­н. уровнями зарплаты. Для этого начала применяться сдельная оплата труда, получили распространение премии и всякого рода поощрения для тех, кто превышал нормы выработки, — ударников-стахановцев. Им выделяли в первоочередном порядке путевки в дома отдыха, санатории, на курорты. У части рабочих стахановские эксперименты вызывали неприязнь, так как вели к увеличению норм выра­ботки, продолжит-ти раб. времени, сущ. разнице в зар.плате. Свое недовольство они выражали частой сменой места работы, низким уровнем трудовой дисциплины.

В ответ правительством были введены изменения в труд. законода­тельство: в частности, объем соц. благ ставился в прямую зависи­мость от непрерывности стажа работы на предприятии, неявка на работу ка­ралась увольнением и выселением с занимаемой жилплощади. В декабре 1938 г. введены трудовые книжки, необходимые при переводе на др. работу.

Коренные изменения произошли и в соц. структуре сел. на­селения. Полностью исчезло деление на кулаков, середняков и бедняков и вообще такое понятие, как крестьянин-единоличник. Зато появились колхоз­ники. Колхозы рассматривались гос. как поставщики дешевой с\х продукции и источник дешевой рабочей силы. Норма хле­бозаготовок постоянно увеличивалась и составила к кон. 30-х гг. половину урожая. Расчет с колхозниками за поставляемое зерно производился по твер­дым ценам, кот. на протяжении рассматриваемого периода оставались почти неизменными, в то время как цены на пром. товары увеличи­лись почти в 10 раз. Размер оплаты труда колхозников определялся кол-вом трудодней и зависел от размера колхозного дохода, кот. опреде­лялся той долей урожая, кот. оставалась в колхозе после расчетов с го­с. и МТС. Но доход, как правило, был низким и не обеспечивал прожиточного минимума. За трудодни колхозники получали продукцией, производимой в хозяйстве. И только в наиболее благополучных колхозах часть оплаты производилась деньгами.

В нач. 1935 г. крестьянам было разрешено иметь приусадебный участок и держать корову и мелкий скот. Это позволило крестьянам обеспечить себя необходимым минимумом продуктов.

Помимо двух основных классов — рабочих и крестьян, - трудовая, или народная, интеллигенция. В 1939 г. принадлежало 11 млн человек. Среди них почти не осталось старой дореволюц. интеллигенции, подвергавшейся регуляр. репрессиям на протяжении 30-х гг. Новая трудовая интеллигенция «ковалась» ударными темпами и в основном из рабочего класса. С 1928 по 1932 г. число мест на рабфаках увеличилось с 50 до 285 тысяч. Число студентов с 1928 по 1940 г. возросло почти в пять раз. Более 140 тысяч рабочих «от станка» были выдви­нуты на руководящие технич. и управлен. посты.

Верхним этажом сов. соц. системы был слой партийной и хоз. номенклатуры. Кадры управляющих новым сов. об­ществом подбирались в первую очередь по полит. признакам: проис­хождение, партийность, участие в революции и Гражд. войне на стороне большевиков. В результате на части постов оказались люди, слабо разбиравши­еся в той отрасли или направлении, кот. руководили. Номенклатура име­ла свою иерархию. На вершине пирамиды находилась канцелярия Сталина, потом шли органы гос.безопасности, верхние слои партийной, сов. и хоз. бюрократии, командный состав армии, верхушка научной, технической и творческой интеллигенции. Была создана система привилегий. Матер. благосостояние представителей номенклатуры за­висело не только от зарплаты, но и от льгот, кот. полагались по должно­сти: возможности получить квартиру, дачу, автомобиль, приобрести дефи­цитные товары и т. д.