Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
електронная книга.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.22 Mб
Скачать

Понятие эмоциональной амбивалентности и ее разновидности. Амбивалентность напряжения, как форма психического расстройства.

Если все векторы обретают одинаковое положение в плоскости нарастания (см. рис. 30, 94), то возникает нетипичная для нормального человека психическая реакция – амбивалентность напряженияАмбивалентные эмоции относятся к измененным состояниям сознания, и свидетельствуют о временном расстройстве психики. При длительной амбивалентности напряжения возникает деперсонализация. Человек в этом случае теряет контроль над собственным «Я». Все его внимание обращено вовне.

По мнению Леруа подобное состояние у больного характеризуется тем, что все его действия, мысли и эмоции проявляются особым образом: одновременно, как только они входят в сознание, субъект испытывает впечатление неопределенного чувства, которое в нормальном состоянии только сопровождает чуждые и неожиданные стрессоры.

По мнению Дюга, деперсонализация выражается в том, что новую ситуацию индивид не может больше привести в созвучие с прежним опытом. Ассимиляция в его личном «я» при этом нарушается. Отсутствует некий «коэффициент личности», т.е. тот синтез, в котором восстанавливается связь между субъектом и его ощущениями. Чувство потери реального в данном случае исходит из чрезмерного интереса и внимания субъекта к окружающим его предметам.

В состояниях деперсонализации, связанных с неконтролируемым мышечным напряжением Дюга видит расстройство сознания, которое наступает вследствие утомления мозга ввиду продолжительной и интенсивной его деятельности и при различных интоксикациях. Благодаря этому наступает снижение и распад элементов сознания, а также снижение душевного синтеза.

 Г. Штерринг это положение обосновывает фактором внезапного вхождения впечатления в поле ясного сознания индивидуума. Возникшее у больного состояние «отчуждения» можно сравнить с переживанием взрослого, который, глядя на свой портрет в детском возрасте, сомневается, он ли это. Некоторые авторы (Полан и др.) подмечают важную роль контрастирующих ассоциаций, преобладание которых вызывает снижение воли, наблюдаемое при феноменах отчуждения.

Особенно много проблемой нарушения «функции реального» занимался П. Жане, который часто это наблюдал у лиц, страдавших психастеническими и истерическими состояниями. В одной из своих работ он приводит характерное высказывание больного: «Если мы видим циклопа перед нами, то удивляемся, увидев один глаз посередине лба. Потому что у нас нет привычки, видеть людей такими. И вот все предметы для меня были, как циклопы; они не имели того вида, как обыкновенные предметы... Я потерял привычку, чувство, что предметы являются обычными…»  Далее больной говорит: «Я – это не я, который действует; я вижу себя действующим, я себя слышу говорящим, но это кто-то другой говорит, это машина, которая говорит за меня».

Большинство больных, с выраженным «синдромом отчуждения» высказывают жалобы по поводу своеобразных нарушений эмоциональных переживаний. Они говорят о потере чувства удовольствия в актах восприятия и мышления, о снижении этических чувств и чувства любви к родным. Иногда больные утверждают, что чувства у них есть, но чуждые и непонятные для них; чаще всего это состояние безотчетной тревоги, беспокойства и страха.

Такое состояние возникает и у здоровых людей в критические моменты их жизни, когда становится непонятно, что происходит во внешнем мире. Эти переживания крайне напряженные и дискомфортные. Все тело трясет, сознание ни на чем не может сконцентрироваться. Это и есть проявление амбивалентности напряжения.

 

  

 

Амбивалентность напряжения – эмоция, в которой показатели всех векторов в плоскости нарастания активности  одинаковые.

Амбивалентность напряжения может быть двух видов:

1.        Длительная амбивалентность напряжения.

Возникает если векторы трех позиций постепенно нарастающие (рис. 94).

рис. 94.

В данном случае у человека усиливается страх потому, что он чувствует как ситуация постепенно заходит в тупик. Ясно одно: что-то нужно делать, а продуктивного решения нет. При длительной амбивалентности напряжения ощущается несильный, но постоянный тремор во всем теле. Человек все время думает о проблеме, не может из-за этого сосредоточиться на ее решении.

Такое напряжение у психически нездорового человека может возникать без веских причин и надолго. Однако очень скоро оно приводит к истощению нервной системы. Длительная амбивалентность напряжения обозначается в виде специальной записи конъюнкции векторовтрех позиций (см. рис. 95).

рис. 95.

Где:       - символ амбивалентности;

                            - равнозначности векторов;

                               - конъюнкция;

                              - символ вектора постепенного нарастания активности.

 

1.        Молниеносная амбивалентность напряжения.

Возникает если векторы трех позиций молниеносно нарастающие (рис. 30). Слабый страх, в этом случае, нарастает молниеносно, на фоне такой же молниеносно нарастающей сильной неудовлетворенности и оттенка молниеносно нарастающей раздраженности. Здесь мы видим, что все эмоциональные оттенки возникли внезапно и активность их быстро увеличивается.

Человек неожиданно испугался из-за того, что не видит для себя сейчас никакого выхода. Он стремится что-то сделать, но все его попытки непродуктивны. Его раздраженность – лишь следствие бессилия. Все тело «трясет». Мысли путаются.Молниеносная амбивалентность напряжения – состояние, как правило, недлительное. Но даже за короткое время она способна привести к нервному истощению.

Оба состояния амбивалентности напряжения есть следствие отсутствия воли, направленной на сопротивление дезорганизации сознания. Однако внезапно возникшая амбивалентность может быть следствием рефлекторной реакции восприятия человека на неожиданный стресс. Такое может произойти в состоянии аффекта, когда мысленно субъект крайне вовлечен в происходящее.

Молниеносная амбивалентность напряжения обозначается в форме такой же записи, как и длительная (рис. 95), но с указанием вектора молниеносного нарастания активности (см. рис. 96).

рис. 96.

Где:        - символ амбивалентности;

                                - равнозначности векторов;

                               - конъюнкция;

                               - символ вектора молниеносного нарастания активности.

Леви обозначает данное явление как «чувство действия». В случае внезапного стресса именно оно направляет активность тела на изменение внешних условий. Это общее «чувство» дает нам сознание реальности. Оно гарантирует действительность объекта, придает суждениям уверенность и достоверность. Кроме того, напряжение мышц гарантирует и существование нашего тела (т.е. чувство реальности тела).

В амбивалентном состоянии чрезмерное напряжение приводит к обратному эффекту. Человек не способен контролировать то, что происходит. Это связанно с его чрезмерной вовлеченностью в «реальность» ситуации.

В норме кинестетическая чувствительность указывает на то, что действия исходят от нас, а не от кого-нибудь другого. В амбивалентности осознания напряжения уже не происходит.

По мнению Леви «чувство действия» распространяется на все психические функции. В области восприятий оно выражается как «чувство восприятия», подтверждая собой, реальность предмета и того, что это мы видим и слышим. В процессе воспоминаний оно проявляется как «чувство репродукции». В момент решения той или иной задачи - это «чувство мышления», которое говорит человеку о том, что мысли исходят из его сознания и производятся им же. В телесных ощущениях оно возникает как «чувство перцепции»: это витальное чувство является носителем достоверности тела – это мое тело, а не чужое. Наконец, в эмоциях оно выступает как состояние, которое вызывает самочувствие и создает его полнозвучность.

Но запредельная двигательная активность человека, связанная с чрезмерным напряжением его мышц ведет к другой крайности. Из-за того, что стрессор кажется очень важным, он переоценивается субъектом. Напряжение, таким образом, приводит к потере реального восприятия значения внешних явлений.

«Чувство действия», по Леви, существенно отличается от чувства удовольствия и неудовольствия, от органических ощущений, от аффектов благодаря тому, что оно направлено не на содержание, а на процесс осуществления той или иной психической функции. Отсутствие «чувства действия» не означает общего торможения чувств.

Таким образом, Леви утверждает, что каждый процесс в сознании обладает своим специальным «чувством действия». Поэтому потеря его различных видов может привести больных к утверждению, что они не думают, не имеют никаких мыслей, не чувствуют своего тела и сомневаются в своем существовании. Потеря «чувства действия» и приводит к – переживанию отчуждения.

Человек теряет «чувство действия», прежде всего, когда нарушается координации его движений. В этот момент он как бы дезорганизуется.  Нарастает мышечный тремор. Он не может ни на чем сосредоточиться. Фактически увеличениефактора напряжения в восприятии субъекта и способствует приближению амбивалентности, которая может быть или временной, или продолжительной.

При молниеносной амбивалентности напряжения потеря «чувства действия» имеет приходящий характер. Если возникает длительная амбивалентность напряжения, психическое нарушение может обрести форму деперсонализации, с утратой «Я» - концепции.

Избеганию амбивалентности напряжения способствуют тонические сокращения мышц. Они воспринимаются, как чувство скованности и связаны с волевыми процессами, противостоящими напряжению.

Ниже мы раскроем подробнее механизмы эмоционального сопротивления, которые происходят на фоне увеличения мышечного тонуса и одновременного падения активности на нескольких позициях эмоции.