Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Колесников_Лекции.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
688.5 Кб
Скачать

2.1. «Оживление» физиологического эксперимента.

Физиология реактивности руководствовалась стратегией «аналитического эксперимента». Это означало, что для изучения «в чистом виде» какой-либо отдельной функции организма необходимо было подавить работу других функций. Поэтому для «чистоты эксперимента» животное обездвиживали (зажимая в станок), усыпляли, препарировали и т.п. В общем, в той или иной степени «вытряхивали» душу и изучали мертвое (в той или иной степени) тело.

Далее, у физиологов появились догадки, что вместе с «улетевшей душой» теряется еще что-то очень важное. Выяснилось, что при этом теряется совершенно новый вид «системных процессов или процессов организации физиологических процессов». Оказалось, что для изучения «системных процессов» (то есть изучения души), необходимо отказаться от «аналитического эксперимента» и предоставить экспериментальному животному свободу. Так возник «метод свободного поведения» [2, с. 184].

Суть «метода свободного поведения» — в стратегии «оживления» эксперимента, то есть животному предоставлялась максимальная свобода поведения, исходя из того, что «проявление души» возможно только в свободном целенаправленном поведении, но не в условиях дезинтеграции: под наркозом, у препарированных животных и вообще, когда отсутствует целостный поведенческий акт [26, с. 18]. И чем естественнее становилось поведение животного в эксперименте, тем парадоксальнее оказывались полученные результаты по сравнению с результатами «аналитических экспериментов».

Особенно ярко эта разница обнаружилась при сопоставлении импульсной активности нейрона в «аналитическом эксперименте» (например, когда нейрон извлекался и изучался отдельно) с импульсной активностью нейронов, регистрируемых у бодрствующих животных в активном поведении.

2.2. «Оживление» нейрона.

В «аналитическом эксперименте» результаты изучения отдельного нейрона дали основание для представления о нейроне как о сумматоре, работающем в нервных сетях. Исходя из этого, мозг стал рассматриваться как аналог компьютера.

Однако все новые данные, получаемые при исследовании в свободном поведении животных, постепенно приводили к осознанию того факта, что в поведении имеют место нейрональные феномены, во многом иные, чем в условиях аналитических экспериментов [24, с. 53]. В свободном эксперименте нейрон стал вести себя как живое активное Существо.

Идея «оживления» нейрона зародилась в работах П.К. Анохина [2, с. 347-440], но наиболее выразительное воплощение она получила в системно-эволюционном подходе В.Б. Швырков а: «Нервные клетки оказались не «переключателями», «кодирующими элементами», или «генераторами команд», а живыми клетками» [25, с. 19].

Итак, согласно системно-эволюционному подходу, нейрон стал рассматриваться как живое Существо, имеющее цель, поведение и условия жизни.

Рис.1

Цель жизни нейрона есть реализация его индивидуальной генетической программы, хранящейся в его геноме, если условия дозволяют. Поведение нейрона есть электрическая активность, исходящая из одного единственного аксона и посылаемая другим нейронам. Условие жизни нейрона есть синаптический приток электрохимических импульсов от других нейронов, попадающих на его тело через синапсы (Рис. 1).

В системно-эволюционном подходе возникновение активности нейрона означало извлечение функциональной системы (или просто Системы) поведения из памяти. А прекращение активности означало, что поведенческий акт завершился достижением результата, то есть определенного соотношения организма со средой.

«Так, оказалось, что существуют нейроны, активные только при подходе [животного] к педали, или только при подходе к кормушке, или только при нажатии на педаль, или только при захвате пищи и т.д.» [24, с. 59].

Возникновение активности нейрона могло также означать извлечение конкретного психического образа из памяти.

«У обезьян найдены нейроны, специализированные относительно разнык этапов сексуального поведения, у овец и обезьян — относительно разных «лиц», причем у овец существуют нейроны, специализированные относительно безрогих самок и самцов с разными по величине рогами, что соответствует и\ иерархическому статусу, и относительно людей и собак [...].У обезьян показаны нейроны, специализированные не только относительно отдельных лиц. но и выражений этих лиц (гнев, радость и т.д.)»[24. с. 143].

Таким образом, принцип активности в физиологии реализовался в стратегию «оживления» экспериментального животного, и в «оживленном» животном ожил и нейрон. Но живая активность нейрона обнаруживалась только при наличии «системных процессов» (по нашему — души), а при разрушении «системных процессов» (то есть при «вытряхивании» души из тела) нейрон превращался в компьютерную схему (сумматор).

Отсюда физиологическое резюме: принцип активности в физиологии «оживил» эксперимент и нейрон.