- •30. Проблема детерминизма в античности и в философии Нового времени.
- •Античность Атомисты
- •Свойства атомов:
- •Стоики (абсолютный детерминизм)
- •Как рождается сам мир и все в мире? – доктрина “разумных семян”:
- •Новое время Спиноза (есть детерминизм, необходимая причинность)
- •Гоббс (фактически тоже детерминизм, свободы нет)
- •(Есть необходимость, причинно-следственная связь везде)
- •Отрицание свободы воли
Стоики (абсолютный детерминизм)
Космос представляет собой единый одушевлённый организм, отождествляемый с Богом (пантеизм).
Душа мира (пневма), состоящая из смеси огня и воздуха, есть манифестация божественного разума – Логоса, который и правит миром, подобно тому как душа управляет телом.
Все сущее, будучи лишь частью единого организма, определяется Логосом. Все,что происходит с человеком также предопределено(фатализм)
1). Согласно их концепции бытие есть только то, что способно действовать и страдать, а таково лишь тело: "бытие и тело одно и то же". Телесны добродетели, телесны пороки, благо, истина.
2). Этот тип материализма выступает в виде гилеморфизма (когда активная субстанция оформляет пассивный субстрат).
Объяснение: стоики исходят из двух принципов бытия: "пассивного" и "активного", утверждая при этом неотделимость одного от другого.
Пассивный принцип – материя, субстанция без качества
активный принцип – форма, разум в материи, т. е божественный разум, логос, Бог (Бог, который вечен — демиург, все созидающий из материи).
Как рождается сам мир и все в мире? – доктрина “разумных семян”:
- есть материальный субстрат, материя. Есть Логос (божественный закон), который неотделим от этой материи, внутренне присущ ей (имманентен). Этот логос — нечто вроде “семени” всех вещей, или “семени”, в коем много семян. Логос способен опредмечиваться в бесконечное множество вещей, благодаря тому, что содержит в себе “разумные семена” всех вещей. И так рождается всё. Весь универсум есть, в таком понимании, единый организм, в коем все вместе и по отдельности гармонизировано и симпатизировано, это и есть теория "универсальной симпатии".
Поскольку Бог есть активный принцип, он неотделим от материи, поскольку, в свою очередь, нет материи без формы --> Бог - во всем и Бог - все.
В самом деле, если все вещи без исключения - продукты божественного начала, каковы Логос и разум, стало быть, все глубочайшим образом разумно, все совершается так, как задумано; все управляется божественным законом (Логосом). Нельзя хотеть, чтобы было иначе. Все абсолютно так, как должно быть с точки зрения блага.
Нет никакого онтологического препятствия Зодчему (Богу-творцу, демиургу) в его творениях со стороны материи, ведь предзадано, что она сама пронизана божественным началом. Так, все, что существует, имеет свой точный смысл и исполнено лучшим из возможных способов.
В тесной связи с этим - понятие провидения. Провидение стоиков не имеет ничего общего с личностным, персональным Богом. Оно есть не что иное, как универсальный финализм, в том смысле, что любое создание (даже самое маленькое) сотворено ко благу и лучшим образом из всего, что могло быть.
Провидение раскрывается как "фатум", "судьба", неотвратимая Необходимость, серия причин, которые связывают все вещи между собой. Все неизбежно и необходимо, ибо зависит от Логоса, все предначертано Провидением. Такая позиция во всем противоположная эпикурейской, где все — игра случая.
Все, что происходит с человеком также предопределено – фатализм. Человеческая судьба является проекцией Логоса, поэтому стоики возражали против идеи спора с судьбой или ее испытания
Фатализм (лат., fatum, судьба; fatalis, роковой, предопределённый) – философское учение, отождествляющая необходимость с предопределённостью и неизбежностью всего происходящего в природе и жизни человека, и на этом основании исключающее случайность и свободу.
ВОПРОС: как спасти свободу человека в этом фатализме?
ОТВЕТ: надо согласовывать собственные желания с тем, чего хочет Судьба, и осмысленно принимать ее (в этом и есть подлинная свобода).
Действительно, если Судьба — это Логос, то, ясно, что желать того же, чего хочет Судьба, значит, желать разумного, совпадать с Логосом.
[Сенека: "Хотящего судьба ведет, не хотящего — тащит"].
