Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крупное поместье во Франкском государстве Карол...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
38.95 Кб
Скачать

2.2. Организация поместного управления

Как указывает Грацианский Н.П. одной из отличительных черт поместного управления в Каролингскую эпоху была та, что собственник: «лично не управляет своими доменами. Он поручает это дело целому штату служащих, известных под именем ministeriales (министериалов)»7. Специального судебно-административного аппарата не было, его функции выполняли хозяйственные служащие: старосты, десятники, сборщики пошлин8. Во главе хозяйственных служащих в королевских поместьях стояли управляющие9 поместьями, которые управляли всем поместьем и могли судить и наказывать крепостных и свободных людей, проживавших в фиске, налагая на них штраф или подвергая их телесным наказаниям10. В остальных поместьях во главе управления стояли вероятнее всего старосты.

3. Состав и правовое положение зависимого крестьянства в поместьях

Крестьянское население вотчины не было единым по своему происхождению и правовому положению. Оно делилось на три основные группы – колонов (coloni, ingenui), литов и рабов-сервов (servi, mancipia). Большинство зависимого крестьянства в каролингской феодальной вотчине составляли колоны. Они не утратили полностью личной свободы, но уже находились в поземельной зависимости от вотчинника, не могли уйти со своего надела, находившегося у них в наследственном пользовании, и были ограничены в распоряжении этим наделом. Основную массу колонов этой эпохи составляли потомки ранее свободных крестьян – как франкского, так и галло-римского происхождения. С течением времени они все больше теряли личную свободу и сливались с литами и посаженными на землю рабами в одну массу лично зависимых крестьян.

Рабы (сервы), жившие в вотчине, разделялись на две категории: дворовые рабы, не имевшие надела (mancipia non casata), и рабы, сидевшие на земле (servi casati). Первые жили и работали на барском дворе; их можно было продать и купить, и все то, что они имели или приобретали, рассматривалось как собственность господина. Рабы (сервы), наделенные землей и прикрепленные к ней, обычно не отчуждались без земли и по своему фактическому положению были уже не рабами, а лично зависимыми крестьянами. В отличие от колонов они находились не только в поземельной, но и в полной личной зависимости от феодала. В большинстве своем сервы были потомками зависимых людей позднеримского и меровингского времени – рабов, колонов и др.

Промежуточное положение между колонами и сервами занимали литы, обычно находившиеся под патронатом какого-либо светского или духовного крупного землевладельца и державшие свой земельный надел в наследственном пользовании.

В зависимости от того, кому первоначально принадлежали крестьянские наделы (мансы) – колону, литу или серву – они назывались свободными11, литскими12 или рабскими13 (mansi ingenuiles, mansi lidiles, mansi serviles). Однако в IX в. рабские или литские мансы часто попадали в руки колонов, и наоборот. При этом повинности, которые крестьяне должны были выполнять в пользу феодала, определялись не столько правовым положением самого держателя, сколько характером манса (свободного, литского или рабского). Так, если свободный занимал сервильный или колонский манс, то он нес и соответствующие повинности.

Грани в правовом положении отдельных категорий крестьян постепенно стирались и они все больше сливались в единую массу зависимых. Зависимые крестьяне всех категорий обязаны были нести повинности в пользу сеньора – выполнять барщину и платить оброк. В целом в поместьях каролингского периода преобладала барщина, на втором месте был оброк. Денежная рента .занимала незначительное место.

Тяжелее всех была барщина сервов, составлявшая обычно не менее трех дней в неделю. Сервы выполняли при этом особенно трудные работы. Колоны также работали на барщине, но основной ее формой у них была не недельная, а поурочная барщина, при которой они обязывались обработать в пользу помещика определенный участок земли и собрать с него урожай, выполнять извозную повинность, рубить лес и т.п.

Постепенно наблюдается тенденция к росту размеров барщины и у остальных категорий зависимых крестьян.

Кроме барщины и оброка зависимые крестьяне должны были уплачивать сеньору рыночные, мостовые, паромные, дорожные и другие пошлины и поборы. Так как сеньор имел монопольное право на мельницу, печь и виноградный пресс (так называемые баналитеты), то крестьяне обязаны были молоть зерно на его мельнице, печь хлеб в его печи и давить виноград на его прессе, уплачивая за это натурой или деньгами.

Как указывает Ливанцев К.Е, «кроме зависимого населения, на землях феодалов проживали лично независимые от них свободные арендаторы»14. Но при этом они находилась в поземельной, а часто и в судебной зависимости от феодала.