Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры по ТГП.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
945.66 Кб
Скачать

57.Содержание правоотношения.

Правоотношения – это общественные отношения, которые возникают на основе норм права между субъек­тами права при наличии необходимых юридических фактов и ха­рактеризуются осуществлением субъективных прав и юридических обязанностей.

Правосубъектность — это необходимая предпосылка правоотно­шений. Она может воплощаться в конкретных правах и обязанностях субъектов лишь в процессе реализации норм права, которая, как прави­ло, связана с конкретными правовыми отношениями. Соблюдение тре­бований запретительных норм не порождает правоотношений.

Право как система правовых норм выступает в качестве государствен­ного регулятора отношений с помощью указания в нормах права на те пра­ва и обязанности, которые возникнут у участников правоотношений.

Правовые отношения — это всегда отношения между персонально определенными участниками. У участников конкрет­ных правоотношений в соответствии с моделью прав и обязанностей, определяемых правовой нормой, возникают конкретные права и обя­занности. Именно они составляют содержание правоотношений.

Право без реализации его норм мертво. «Оживить» его могут лишь субъекты права, т. е. не любые участники общественных отношений, а те, которые наделены правосубъектностью. Однако субъекты права и субъекты правоотношения — это разные правовые реальности и поня­тия. Субъект права — это тот, кто может участвовать в правоотношени­ях, а субъект правоотношения — это такой субъект права, который ре­ально вступил в правоотношение. Поэтому правосубъектность является только предпосылкой, но не элементом содержания кон­кретного правоотношения.

В структуре правосубъектности определены возможности приоб­ретения определенных прав и выполнения юридических обязанностей, которые обретают реальность через субъективные права и юридичес­кие обязанности в конкретных правоотношениях.

У субъектов права даже одного вида есть различия в объеме пра­восубъектности. Например, работники государствен­ного органа, занимающие разные должности, имеют различную право­субъектность, а значит и разные возможности для использования субъек­тивных прав и исполнения юридических обязанностей.

Субъективное право и юридическая обязанность составляют содержание всякого конкретного правоотношения, в кото­ром субъективному праву одного участника соответствует юридическая обязанность другого участника именно этого правоотношения. Если праву не соответствует юридическая обязанность другого субъекта, то оно составит не часть содержания правоотношения, а будет элементом правосубъектности.

Субъективное право — это установленная и обеспеченная нор­мой права возможность субъекта реально воспользоваться им в конк­ретном правоотношении. Содержание и пределы субъективного права определяются диспозицией правовой нормы. Субъективное право вклю­чает три возможности поведения носителя субъективного права (пра­вомочного субъекта): а) действовать самому; б) требовать поведения от другого участника этого правоотношения; в) опереться на помощь, за­щиту компетентных государственных органов в случае препятствий для реализации субъективного права.

Субъективное право не может целиком составлять содержание правоотношения, независимо от того, какое установленной нормой пра­ва поведение выбирает правомочный субъект. Субъективному праву соответствует юридическая обязанность, которая составляет второй ком­понент содержания конкретного правоотношения.

Юридическая обязанность — это установленное нормой права должное поведение субъекта в конкретном правоотношении. Содержа­ние правоотношения характеризуется обязательной связью между субъек­тивным правом и юридической обязанностью. Они не могут быть друг без друга независимо от того, как ими распорядятся участники конкретного правоотношения. Субъективному праву соответствует юридичес­кая обязанность, а юридической обязанности корреспондирует субъективное право другого субъекта этого правоотношения.

В правоотношениях обычно не одна линия связи между элементами его содержания. Чаще слагается несколько таких линий связи между субъективным правом и юридической обязанностью. Например, в отношении купли-продажи покупатель имеет не только субъективное право (выбора товара), которому соответствует юридическая обязанность продавца предоставить выбранный товар, но покупатель одновременно имеет юридическую обязанность оплатить покупку, а продавец субъективное право потребовать это.

Именно через реализацию субъективных прав и юридических обязанностей установленные нормами права возможности становятся ре­альностью, абстрактные предписания норм и разрешения, заключенные в правосубъектности, превращаются в реальные права и обязанности в правовых отношениях.

Субъективные права и юридические обязанности как элементы содержания конкретных правоотношений имеют общие черты и раз­личия.

Общее состоит в том, что они: основаны на норме права; составляют элементы содержания конкретного правоотношения; име­ют пределы, очерченные правовой нормой; могут возникать только у субъектов права; их осуществление требует воли участников отно­шений; наступают в результате не любых, а только юридически зна­чимых жизненных фактов; всегда потенциально или реально связа­ны с государством, которое в необходимых случаях должно способ­ствовать реализации субъективного права, либо обеспечивать вы­полнение юридической обязанности или наказывать за правонару­шение.

Между элементами содержания конкретного правоотношения есть и существенные различия: субъективное право - это возможное поведение субъекта, а юридическая обязанность - должное поведение; субъективное право осуществляется по инициативе правомочно­го субъекта, юридическая обязанность должна быть исполнена и тог­да, когда это и не соответствует желанию ее носителя; существенно различаются позиции государства в его отношении к носителям субъек­тивного права и юридической обязанности. При нарушении субъек­тивного права другой стороной компетентные государственные орга­ны устраняют препятствия для реализации субъективного права, а при неисполнении юридической обязанности государственные органы привлекают ее носителя к юридической ответственности как право­нарушителя.

В тексте нормативного правового акта (в диспозиции правовых норм определены субъективные права и юридические обязанности) необязательно должны быть сформулированы одновременно оба эле­мента содержания правоотношения. Может быть указано только субъек­тивное право или только юридическая обязанность. Но независимо от словесной формы закрепления предписаний в диспозиции нормы пра­ва каждому субъективному праву соответствует юридическая обязан­ность другого участника этого правоотношения. Если, например, указа­но субъективное право одного из супругов, то ему соответствует юри­дическая обязанность другого, что очевидно и без текстуального уточ­нения о ней, т. к. регулируется отношение между сторонами, а не отно­шение к самому себе. Субъективному праву может соответствовать толь­ко юридическая обязанность другого субъекта.