
Принцип системности
Представление о системе в обыденном сознании практически не сформировано. В лучшем случае оно сводится к характеристике с помощью этого понятия определенного порядка в расположении чего-либо. В этом случае знание о предмете носит, как правило, описательный характер.
Философия исходит из того, что любой предмет следует рассматривать как систему. Чтобы изучать предмет как систему, следует определиться с самим понятием “система”. Система как понятие выражает упорядоченную взаимосвязь элементов, образующих целое. В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова “элемент”. Без этого понятия само определение системы может оказаться банальностью. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Главным свойством элемента является его необходимое и непосредственное участие в создании системы. Элементами системы считают те объекты, явления, процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в создании системы. Если взять человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы и атомы не будут выступать его элементами ими оказывается нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т. п. По отношению к организму как системе точнее будет называть их подсистемами. Что касается отдельных внутриклеточных образований, то они могут быть подсистемами клеток, но не организма. Качество системы определяется, во-первых, природой, свойствами, количеством ее элементов; во-вторых, структурой, то есть их связью, взаимодействием. Как бы значительна ни была роль структуры в обусловленности природы системы, первенствующее значение принадлежит все-таки элементам.
Любую социальную целостность можно рассматривать как систему только в том случае, когда она будет отвечать следующим признакам.
Во-первых, система должна иметь определенный (оптимальный) набор элементов, связанных между собой. Этот признак нацеливает на учет принципа целесообразности в построениях социальных систем. Иллюстрацией этого служит человек как суперсистема. У нормального человека всего две руки и не больше, и не меньше.
Во-вторых, каждый элемент в системе должен выполнять заданные функции по отношению ко всему целому. Если рассматривать, как этот признак проявляется у человека, то обнаружим здесь максимальную его реализацию. Иными словами, ноги ходят не сами по себе, а выполняют определенную функцию по отношению к целому, то есть к человеку.
В-третьих, система, в свою очередь, должна выполнять определенные функции по отношению к каждому ее элементу. Для любого из нас даже малейшее отклонение от нормы функционирования организма не остается не только не замеченным, но и тут же вызывает необходимые меры по устранению этого отклонения. Чем своевременнее мы начнем действовать, тем быстрее устраним это отклонение и меньше затратим на это усилий.
Учет всех этих признаков позволяет рассматривать любую социальную структуру через составляющие ее части, раскрывать их взаимосвязь в рамках целого, видеть в каждой части не только элемент системы, но и определенную систему. Иными словами, если элемент социальной целостности рассматривать отдельно, то его функционирование также должно определяться признаками системы.
Принцип системы обладает диагностическими возможностями, которые в менеджменте можно определить степенью выраженности каждого элемента системы от нуля до единицы. При этом необходимо использовать правило “слабого звена”, которое указывает на то, что продуктивность работы всей системы не превышает продуктивность работы ее наиболее слабого звена.