
- •20) Особенности развития изобразительного искусства в Петербурге в середине XVIII века (и.Я. Вишняков, а.П. Антропов, и.П. Аргунов, м.И. Махаев)
- •21) Новый этап строительства города на регулярной основе (1737-1761). Теоретическая и градостроительная деятельность п.М. Еропкина
- •22) Открытия литературы Петербурга последней трети XVIII века (д.И. Фонвизин, г.Р. Державин, а.Н. Радищев, н.М. Карамзин)
- •23) Рождение первой композиторской школы (м.С. Березовский, в.А. Пашкевич, и.Е. Хандошкин, е.И. Фонвизин, д.С. Бортнянский)
- •24) Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен)
- •25) Строгий классицизм в архитектуре Петербурга (и.Е. Старов, ч. Камерон, Дж. Кваренги, в. Бренна) Петербургский строгий классицизм
- •26) Праздничное пространство как явление Петербургской культуры
- •27) Литературные салоны в Санкт-Петербурге: издательство, книжные лавки и их роль в формировании общественного мнения
- •28) Искусство и культура Санкт-Петербурга в годы царствования Николая I
- •29) Великие архитекторы-строители Санкт-Петербурга (а. Воронихин, в. Стасов, а. Захаров, ж.-б. Тома де Томон, к. Росси)
- •30) Отражение особенностей культуры Петербурга первой половины XIX века в творчестве а. С. Пушкина
24) Ранний классицизм в архитектуре Петербурга (ж.-б.-м. Вален-Деламот, а. Ринальди, ю.М. Фельтен)
Первый этап классицизма в русской архитектуре. Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи.
В первую очередь смена стиля связана с характерной для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а следовательно большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса.
Всё более проявляющаяся «имперскость» России и значительная экспансия в Европу требовали «образцовой архитектуры». За образец берётся, как правило, античность.
Некоторая демократизация общества (во всяком случае, в своих взглядах и рассуждениях), произошедшая в годы правления Екатерины II, требует распространения благ имперской цивилизации не только во дворцах, но и на всё многочисленное дворянство (не всегда богатое, но очень гордое).
Качественную архитектуру получают теперь не только столицы (Петербург и Москва), но и провинциальные города, которые до этого периода жили по весьма феодальным канонам, с применением феодальной же архитектуры.
Екатерина стремилась ввести при русском дворе «вежливость, приличные манеры и пристойное поведение», способствовала распространению просвещения и «смягчению нравов». Она любила сравнивать себя с героями античности. Достойно завершая «Царство женщин» в России XVIII столетия (после Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны; - аннинский период; елизаветинское рококо), Екатерина II за свою жизнь прочла огромное количество книг и большую часть дня — как она сама незабывала подчеркивать — проводила за письменным столом. Несмотря на позднейшие скептические высказывания историков в отношении ее подлинной образованности, живые свидетели этого блестящего царствования возвеличивали императрицу именно за это. Австрийский дипломат князь де Линь остроумно назвал императрицу «Екатериной Великим», Вольтер — «блестящей звездой Севера». Французский посол граф де Сегюр отмечал: «Екатерина отличалась огромными дарованиями и тонким умом; в ней дивно соединились качества, редко встречаемые в одном лице... Честолюбие ее было беспредельно, но она умела направлять его к благоразумным целям». В знаменитой переписке с Вольтером и бароном Ф. Гриммом, своим корреспондентом в Париже, Екатерина усвоила стиль французских писателей, а также моду на античность и Классицизм, распространявшуюся в те годы в Европе. Своей главной задачей императрица-писательница считала духовные преобразования, «работу над умами в варварской стране». В то же время «хитрая и сластолюбивая женщина» демонстрировала свою «русскость», приверженность национальной партии. И ей удалось в конце концов стать «матушкой царицей». До царствования Екатерины Петербург, по определению французского посла, «построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира». Действительно, в царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским, а в ряде художественных достижений его превосходило. Именно Екатерине Великой (либо ее ближайшему окружению) принадлежит заслуга рождения блестящей метафоры — «Северная Пальмира», в которой слышится движение из Азии в Европу. В отличие от грубой политики Петра I и легкомысленной — Елизаветы, тридцатилетняя Екатерина сумела примирить старое и новое в укладе российской жизни. Мало понимая в живописи, Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев.
Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Зодчие зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.