
- •31. Образ Петербурга в произведениях н.В.Гоголя
- •32. Стиль ампир в петербургской архитектуре
- •33. "Могучая кучка" – союз петербургских композиторов
- •34. Общая культурологическая характеристика Петербурга Достоевского
- •35. Развитие пластического образа города: градостроительство и архитектура (стиль "эклектика")
- •36. Литература и изобразительное искусство Санкт-Петербурга второй половины xiх века.
- •37. Особенности искусства и культуры Санкт-Петербурга «Серебряного века»
- •38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
- •39. Градостроительство начала века. Модерн – новый стиль и первый этап развития новой архитектурной системы.
- •40.Художественный авангард и культура Петербурга-Петрограда-Ленинграда первых десятилетий XX века
38. Формирование городской массовой культуры: кинематограф, цирк, народные дома, увеселительные сады.
Цирк.
Цирковое искусство первой половины XIX века в Петербурге является неотъемлемой частью зрелищной культуры российской столицы. Однако его зрелищные формы могут быть подвергнуты лишь условной классификации, так как отличаются непостоянством и эклектичностью. Эти качества, порожденные взаимовлиянием манежа и ярмарочной площади, продиктованы специфическими обстоятельствами развития цирковых жанров в рассматриваемый период. Периферийное положение Петербурга по отношению к цирковым столицам того времени - Парижу и Лондону -стало предпосылкой для естественного сосуществования ярмарочно-площадных цирковых жанров и новых зрелищных форм, определенных эстетикой сформировавшегося в Западной Европе конного цирка. Принимая за основу современное наполнение циркового представления, следует признать, что петербургская ситуация того времени представляет собой оптимальное пространство для изучения процесса возникновения и взаимо-1( влияния цирковых жанров в условиях производственного пространства манежа, соседствующего с ярмарочной площадью.
Стремительная эволюция цирковых жанров, инициированная в конце XVIII - начале XIX века западноевропейскими артистами, в начале 1820-х годов решающим образом повлияла на уровень цирковых зрелищ в российской столице и способствовала возникновению целого ряда специфических форм циркового представления. Основной составляющей представления в этот период времени являлся трюк, однако характер зрелища предопределяли заимствованные с Запада эстетические нормы и способ интеграции трюка в структуру номера. Именно эти параметры и стали основой дифференциации цирковых зрелищ по типам представления.
Петербургский период позволяет проследить все этапы формирования цирковых зрелищ и является своеобразной моделью для понимания общеевропейской истории цирка.
Однако характер восприятия цирковых зрелищ в условиях российской столицы отличен от европейского и отражает типичные черты именно петербургского зрителя. Дефицит иностранных гастролеров в конце XVIII и начале XIX века и рост популярности цирковых зрелищ в Европе породили повышенное внимание столичной публики к различного рода обществам и компаниям акробатов, эквилибристов и вольтижеров, волею случая оказывавшихся в Петербурге. С конца 1820-х годов Петербург стал желанной целью для странствующих артистов, что привело к количественному и качественному росту цирковых представлений в российской столице. К концу первой половины XIX века цирковые зрелища в Петербурге обрели постоянную форму и содержание и способствовали формированию постоянной цирковой публики.
Характерно, что специфика восприятия цирковых зрелищ в первой половине XIX века оказывается отличной от той, что сформируется позже под влиянием разножанрового циркового представления. В современном сознании укоренилась тенденция считать усложнение трюка показателем развития циркового искусства. Однако в первой половине XIX века совершенствование цирковых номеров выражалось в усложнении мимической и пластической выразительности и никак не касалось технических элементов. В этом смысле логично, что цирк того времени воспринимался не как череда опасных трюков, а как красивое и изысканное зрелище Кино.
В начале ХХ века в России самым массовым и популярным зрелищно-развлекательным заведением стал кинематограф. Как известно, первый показ фильмов, с помощью киноаппарата, изобретенного братьями Луи и Огюстом Люмьер, состоялся в Париже, в декабре 1895 года. В Москву и Санкт-Петербург эта европейская техническая новинка попала уже в мае 1896 года, и вскоре из столиц она быстро проникает в провинцию.
Для демонстрации фильмов оборудовались любые пригодные для этого помещения. Первые кинозалы имели временный характер, так как предназначались лишь для единичных, эпизодических сеансов, что было связано с трудностью своевременного получения из-за границы новых лент и несовершенством технического оборудования. Всего за десятилетие кинематограф приобрел значение поистине всенародного развлечения. Его посещаемость в России во много раз превысила посещаемость драматических и музыкальных театров, концертов и цирков вместе взятых.
Среди поклонников нового зрелища были представители практически всех слоев населения. В 1911 году, размышляя о кинематографе, писатель А.Серафимович отмечал: «Загляните в зрительную залу. Вас поразит состав публики. Здесь все – студенты и жандармы, писатели и проститутки, интеллигенты – в очках, с бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники – словом, все…». Всего через какой-нибудь десяток лет после появления кинематографа в России для показа картин стали оборудовать и строить специальные помещения.
В последние предреволюционные 10-15 лет Россию захлестнул настоящий кинематографический бум. Электро-театры росли как грибы после дождя. Как писал в 1912 году один из современников: «грек из Одессы» или «еврей из Варшавы», накопив несколько сот целковых, снимает в центре города просторный балаган, ставит туда аппарат, вешает на стену свежевыстиранную тряпку, перед тряпкой – десяток-другой стульев и: «Колизей» готов!... В каждой деревне, в каждом посаде, в каждом городишке, - все главные улицы утыканы блистающими вывесками таких «колизеев»… Естественно, что Армавир не мог остаться в стороне от всеобщего увлечения кинематографом. Слово «кинотеатр» на заре ХХ века не использовали. Заведения такого рода обычно называли электро-театрами, театрами-биографами, синематографами, биоскопами.
Увеселительные сады
Словосочетание «увеселительный сад» появилось при Екатерине II, в конце XVIII века, как бытовое название загородных и городских садов с «воксалами»1, различными приспособлениями для увеселений гуляющей публики. Устраивались там фейерверки, иллюминации, играли полковые и танцевальные оркестры, выступали цыганские хоры. Довольно долго, до середины XIX века, такие парки и сады «с увеселениями» оставались составной частью быта крупных дворянских усадеб (как правило, конечно, праздничного быта). Загородные сады Разумовских на Крестовском острове, сады «Строгановой дачи» на Черной речке, Елагина на Мульгуновом острове, дач Волконских и Долгоруких на Каменном острове и еще многие, среди которых выделялся Нарышкинский сад на Мойке, — это были не более как «садовые затеи», «увеселительные места», а начало им было положено еще Петром I гуляниями в Летнем саду «с музыкою и танцами», петровскими ассамблеями, нередко проводившимися на открытом воздухе. К собственно истории театра эти сады прямого отношения не имели. Но явно это — первые ростки нашей, так сказать, «зрелищной индустрии», и этим они, конечно, должны быть интересны историку театра. Особенностью таких «увеселительных мест» (начиная с «садовых затей» Петра) явилась открытость их для довольно широкого круга публики, прийти в них мог практически любой желающий, заплатив входную плату, лишь бы не был он в «платье подлого звания».
Народные дома
Существует мнение, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии. В 1887 году в Англии возник новый тип народных домов — многофункциональных учреждений, предоставлявших вечернее образование для взрослых и внешкольное — для детей. Но впервые Народные дома появились в России, а не в Англии — первый народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге первый народный дом открылся в 1883 году.
Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. Организуя культурный досуг населения, они ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались различного типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций в процессе систематических занятий, передвижные и постоянно действующие выставки.
Проектированием народных домов занимались Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц, П. П. Рудавский и др. видные архитекторы. В 1910—1914 А. У. Зеленко и И. П. Кондаков совместно выполнили серию проектов типовых народных домов (не реализованы). Крупнейшим народным домом вне Петербурга был Аксаковский народный дом