Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Филатов.ПСИХИКА И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИ...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
555.01 Кб
Скачать

Раздел 2.2 психика и мозг

Параметры сравнения

Психика животных

Психика

человека

1 . Филогенез

Биологическая эволюция

Культурно-историческое развитие

2. Факторы пси­хического развития в онтогенезе

Биологические

Социокультурные и социально-психологические

3. Форма активно­сти

Инстинктивное и поис­ковое поведение

Целенаправленная и осознанная деятель­ность, индивидуальная или совместная

4. Характер актив­ности

Непосредственно связан­ный с биологическими по­требностями организма и особенностями конкретной ситуации

Надситуативный и опосредованный со­циокультурным опытом

5. Регуляторы активности/ поведения

Инстинкты, безусловные и условные рефлексы

Знания, социальные нормы, традиции и цен­ности культуры, симво­лические и знаковые системы

6. Характер само­регуляции

Преимущественно непро­извольный, бессознательный

Произвольный: сознательный самоконтроль, воля

7. Информацион­ный обмен со сре­дой

1-я сигнальная система: информация о мире в виде ощущений — сигналов, по­ступающих в мозг от орга­нов чувств

2-я сигнальная система: информация о мире по­ступает в языковой фор­ме; сигналами выступа­ют знаки языка

8. Форма комму­никации между особями одного вида (индивидами)

Невербальная'. экспрессивные движения, звуковые сигналы

Вербально-знаковая : язык, система знаков и значений

9. Уровень разви­тия психических функций

Низшие/натуральные (генетически запрограмми­рованные) психические функции

Высшие/опосредованные (культурно обу­словленные) психиче­ские функции

10. Характер ин­теллектуальной/ мыслительной деятельности

У высших млекопитающих: зачатки наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способность к решению сложных (двухфазных) задач в конкретных про­блемных ситуациях

Словесно-логическое (вербально опосредо­ванное) понятийное мышление, способность к обобще­нию и абстрагированию

2.2.1. Психофизиологическая проблема: представления о взаимосвязи психики и мозга

Одна из фундаментальных теоретических проблем психологии как науки о явлениях и закономерностях психики — это проблема взаимосвязи психической и нейрофизиологической организации человека, или психофизиологическая проблема.

С древнейших времен, придавая душе самостоятельное значение, человек стремился, тем не менее, обнаружить ее материальную перво­причину. Далеко не сразу человеческая мысль связала бессмертную душу с особым, наиболее сложным органом тела — мозгом.

На разных исторических этапах проблема локализации психических функций получала различное решение. Оно всегда было специфичным и отражало характер господствовавших представлений о природе человека.

Существует версия, что первым мыслителем, считавшим головной мозг органом души, был древнегреческий врач Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.). Однако взгляды этого легендарного врача скорее представляли исключение и значительно отклонялись от общепризнанных воззре­ ний его эпохи. „

Решая проблему материального субстрата (вместилища) души, древ­ние греки в большинстве своем не придавали особого значения мозгу, считая его просто каким-то совершенно несущественным «предметом в голове». Они помещали человеческий разум в диафрагму, полагая, что ее ритмические движения тесно связаны с движениями мысли. Древ­ние иудеи также отводили диафрагме центральную роль: ведь именно отсюда Иегова извлек образец человека.

Как уже отмечалось, представление о взаимосвязи ритма дыхания с состоянием психики оказалось весьма устойчивым и отразилось в раз­ных языках. Слово, которым греки обозначали диафрагму, «cppnv», со­хранилось в различных языках в таких обычных для нашего времени словах, как «безумие» (frenzy) или «неистовый» (frantic), в термине «фре­нология» и в диагнозе «шизофрения». Несмотря на существенные сдвиги в понимании характера взаимосвязи душевного и телесного, язык по-прежнему хранит следы былых представлений.

231

В Древнем Египте, Вавилоне, Индии и Китае основой психической жизни признавалось кровообращение. Многие столетия прообразом не­рвного процесса служила «пневма» — подобная нагретому воздуху тон­чайшая субстанция, движениями которой по кровеносным сосудам объяснялись все психические акты. Учение о пневме было ранней по­пыткой естественнонаучного объяснения психофизиологических фено­менов и надолго укоренилось в медицине. Не случайно одно из первых имен психологии — пневматология.

Крупнейший мыслитель античности Платон распределил различ­ные проявления и функции души между конкретными частями тела. Так, у Платона вожделение помещается в брюшной полости, мужество — в груди, разум — в голове. Аристотель разделил душу на животную, рас­тительную и разумную, связал последнюю ее часть, специфичную для человека, с абстрактным теоретическим мышлением. Однако специ­ального интереса к строению человеческого мозга этот великий ум не

проявлял.

Начало систематических исследований сложного характера связи пси­хики и мозга, анатомической и функциональной организации нервной системы совпадает по времени с зарождением новоевропейской науки, основанной на ньютоно-картезианской парадигме. Декарт, стремясь объяснить основные принципы функционирования «телесной маши­ны», впервые выдвигает идею рефлекторной организации простейших форм активности живого существа: мозг, согласно его представлениям, регулирует работу мышечных органов посредством «животных духов», циркулирующих по нервным проводящим путям. Высшие же формы духовной деятельности человека, его мышление и воля, по Декарту, не зависят от механики тела. Тем не менее, может быть обнаружена ана­томическая структура, обеспечивающая взаимодействие телесного и духовного в человеке — Декарт полагал, что таким «местом встречи» души и тела является шишковидная железа.

Последователь Декарта французский философ-материалист Ж. Ла-метри и, особенно, П.Ж. Кабанис последовательно опровергают тради­ционное учение о бестелесности души, распространяя на духовную де­ятельность человека базовые принципы механистического детерминиз­ма. Они впервые всецело отождествляют психические и нейрофизиологические процессы и определяют сознание как особое свойство материальной организации.

Благодаря кропотливым нейрофизиологическим исследованиям ряда выдающихся ученых XVII—XIX вв. (среди которых выделяются Д. Хартли, Л. Гальвани, А. Галлер, И. Прохазка, Ч. Белл) в западноевро-пейской науке постепенно закрепляется представление о нервной сис-теме как «анатомическом начале» или первоисточнике всего много-образия душевных проявлений и животного, и человека. Своего расцвет;: это экспериментальное направление достигает во второй половине XIX -XX вв., что связывается с научной деятельностью таких великих физи-ологов, как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Ч. Шеррингтон, позднее Дж. Экклс, А. Ходжкин, А. Хаксли, Б. Катц, П. Олдс, Дж. Милнер, Р. Сперри, X. Дельгадо, К. Прибрам и др.

232

В наше время существует несколько альтернативных теорий, призванных ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизиологического параллелизма, психиче­ское и физиологическое составляют два самостоятельных ряда яв­лений, соответствующих друг другу, но не пересекающихся и не­посредственно не влияющих друг на друга. Тем самым допускает­ся существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него, по собствен­ным (имманентно присущим ей) законам.

В теории механического тозкдесгва психические процессы рассмат­риваются как физиологические по своей природе и происхожде­нию. Отсюда следует известная максима: мозг продуцирует психику подобно тому, как печень выделяет желчь. Данная теория не учиты­вает качественных отличий психических и нервных процессов.

В теории системного единства мозга и психики постулируется, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но при этом различаются по существенным качественным характе­ристикам. Поэтому психические явления соотносятся не с отдель­ными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями — функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика — это системное свойство мозга, которое реализуется посредством многоуровневых функциональных систем, формирующихся у человека на протяжении жизни в процессах ин­дивидуальной и совместной деятельности, обучения и общения.

В современной психологии наибольшее распространение полу­чили корреляционный подход к пониманию связи мозга и психики и принцип дополнительности.

Сторонники корреляционного подхода избегают каких-либо обоб­щений относительно характера данной связи, но лишь объективно фиксируют тот факт, что определенные воздействия на индивида приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психическо­го, так и в сфере физиологического. Они допускают, что за этими, изменениями стоит какой-то неведомый «третий фактор», оказы­вающий влияние и на то, и на другое, однако в настоящий момент зтот фактор остается непознанным.

Принцип дополнительности перенесен в психологию из кванто­вой физики и сводится к следующему: психическое и физиологи­ческое выступают как две стороны одного и того же явления. По мнению С.Л. Рубинштейна, физиологическое и психическое — это два аспекта единой отражательной деятельности, рассматриваемые соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Для целостного понимания природы человека необходимо кропот­ливо изучать обе указанные составляющие процесса отражения.

233

2.2.2. Строение и функции нервной системы

Согласно научным представлениям, сформированным в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизи­ологии, психика является интегральным продуктом функциониро­вания нервной системы. Таким образом, нервная система и выс­шая нервная деятельность составляют анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система — это иерархическая структура нервных обра­зований (нейронных элементов и связей) у животных и человека; центральный регулятор, обеспечивающий жизнедеятельность орга­низма как целого.

Выделяются следующие основные функции нервной системы.

1. Организация взаимодействия индивида с окружающим ми­ ром:

а) переработка и интеграция сенсорной информации, посту-

пающей из внешней и внутренней среды организма;

б) программирование адекватной ответной реакции и, в бо­- лее широком смысле, поведения индивида (или особи).

  1. Координация работы внутренних органов.

  2. Постановка и реализация целей поведения/деятельности.

  3. Активная и целостная адаптация организма к условиям суще­- ствования.

Возникновение нервной системы — результат длительной эво­люции органического мира, выражавшейся в непрерывном услож­нении и дифференциации физиологических механизмов поведе­ния.

В качестве структурного и функционального элемента нервной си­стемы (независимо от уровня ее организации) выступает нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. На­значение нейрона состоит в том, чтобы генерировать и проводить возбуждение, передавать нервный импульс от одного отдела не­рвной системы к другому.

Структура нейрона идентична у всех животных; она включает тело клетки и отростки, среди которых различаются дендриты древовидные ветвящиеся волокна, воспринимающие возбуждение, и аксон — волокно, по которому возбуждение передается другим нейронам. Пункт соединения аксона одного нейрона с дендритами или телом клетки другого называется синапсом. В этом пункте осу­ществляется функциональная связь между нейронами. Синапс иг­рает ведущую роль в формировании новых функциональных связей в нервной системе. При установлении этих связей благодаря хи­мическим или структурным изменениям в синапсах обеспечивается

избирательное проведение нервных импульсов в определенном на­правлении. Синапс способен блокировать возбуждение и представ­ляет собой своего рода барьер, возникающий на пути нервного им­пульса. Некоторые барьеры легко преодолимы, другие — труднее, а иногда возникает ситуация выбора одного из путей распростране­ния возбуждения.

Нервная система подразделяется на три отдела:

  • центральную, состоящую из головного и спинного мозга;

  • периферическую, состоящую из:

  • афферентных нервов, передающих импульсы от рецепто­ ров к мозговым центрам;

  • эфферентных нервов, передающих импульсы от головно­ го и спинного мозга к исполнительным органам (скелет­ ным и гладким мышцам, железам);

  • межпозвоночных и черепно-мозговых нервных узлов (где локализуются тела чувствительных нейронов);

«> вегетативную, обеспечивающую иннервацию мышц внутрен­ них органов и желез.

Мозг — центральный отдел нервной системы животных и чело­века, главный орган, обеспечивающий функционирование психи­ки, ее нейрофизиологический субстрат и аппарат. Пользуясь мета­форой Шекспира, это «дом души».

Мозг образован нервными и глиальными клетками и их отрос­тками. Нервные клетки (нейроны) специализируются на приеме, генерации и передаче нервных импульсов, обеспечивающих ком­муникацию между различными органами и подсистемами орга­низма и их согласованное взаимодействие. Глиальные клетки вы­ступают посредниками между кровеносными сосудами и нейрона­ми, поддерживают постоянство внутренней среды мозга и его питание (трофику).

Мозг покрыт тремя оболочками — твердой, паутинной, или сосудистой и мягкой. Нервная ткань мозга состоит из серого веще­ства, представляющего скопление тел нервных клеток и дендри-тов, и белого (скопление отростков нервных клеток — миелинизи-рованных аксонов).

Анатомически различают головной мозг, помещенный в полос­ти черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале. Раз­личные отделы мозга выполняют разные по характеру и уровню сложности виды нервной деятельности. Сложность повышается по мере восхождения от спинномозговых отделов к головным. Чем выше расположен тот или иной отдел мозга, тем сложнее его функции.

234

235