3.2 Ставки налога. Налогооблагаемая база
Применение ставок налога на добавленную стоимость устанавливается ст. 164 НК РФ. Налоговым кодексом РФ предусмотрено четыре вида ставок по НДС:
основная ставка НДС — 18%;
льготная (пониженная) ставка — 10% (по ряду социально значимых товаров и услуг — по перечню, утвержденному Правительством РФ;
экспортная ставка 0%
расчетная ставка (18/118 или 10/110) — применяется в случаях реализации товаров (работ, услуг) в цену которых уже включен НДС, и том числе с сумм авансов, полученных от покупателей в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). В данном случае налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки в 18 или 10% к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки, так как в сумму аванса входит сумма НДС.При ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию РФ применяются ставки в 18 и 10%.
Итак, основной является ставка 18%. В случае реализации некоторых продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров и печатной продукции установлена ставка 10%.
Особого внимания заслуживает ставка 0%. Данная ставка применяется, в основном, при осуществлении экспортных операций.
По этой ставке облагаются товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта или помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НКРФ, а также работы и услуги, непосредственно связанные с производством и реализацией указанных товаров.
Применение нулевой ставки и освобождение от налогообложения влечет разные правовые последствия, связанные с использованием вычетов и возмещений при определении суммы налога на добавленную стоимость, которую налогоплательщик обязан перечислить в бюджет.
Дело в том, что сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная покупателю и полученная с него, в большинстве случаев не является той суммой, которую налогоплательщик обязан перечислить в бюджет, поскольку исчисленную сумму налога необходимо еще уменьшить на сумму вычетов, полагающихся в соответствии с Налоговым кодексом, а в случае возникновения переплаты — получить возмещение вычетов из бюджета, предоставив в налоговые органы требующиеся по закону документы.
Однако использование вычетов и возмещений не допускается при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также при освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика, в то время как при использовании нулевой ставки вычеты и возмещения применяются.
Применение нулевой ставки правомерно, если в налоговые органы представляются следующие документы, предусмотренные ст. 165 НКРФ:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке;
таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Перечисленные документы (их копии) представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, налогоплательщик не представил перечисленные документы (их копии), то указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам 10 или 18%.
Перечисленные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с представлением налоговой декларации.
В случае применения налоговой ставки 0% исчисленная сумма налога на добавленную стоимость равна 0.
В соответствии со ст. 176 НК РФ после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Решение о возврате суммы налога на добавленную стоимость принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость (полностью или частично).
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу на добавленную стоимость, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет.
Поручение на возврат суммы налога на добавленную стоимость, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога на добавленную стоимость в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
При нарушении сроков возврата суммы налога на добавленную стоимость считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога на добавленную стоимость, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Подлежащая уплате в бюджет сумма налога на добавленную стоимость исчисляется согласно ст. 163 НК РФ по итогам каждого налогового периода.
Указанная сумма равна общей сумме исчисленного налога на добавленную стоимость, уменьшенной на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ.
Вычетам и возмещениям подлежат, в основном, те суммы налога на добавленную стоимость, которые налогоплательщик уплатил, когда сам был покупателем и приобретал товары (работы, услуги), необходимые ему для осуществления своей деятельности.
Так, вычетам согласно ст. 171 НК РФ подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав па территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Вычеты производятся согласно ст. 172 НК РФ на основании:
счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;
на основании иных документов в предусмотренных законом случаях.
Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату).
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.
Если налогоплательщик в процессе своей деятельности осуществил покупку и уплатил продавцу сумму налога на добавленную стоимость в размере А, а затем осуществил реализацию своей продукции и получил с покупателя сумму налога на добавленную стоимость в размере Б, то в бюджет он должен перечислить сумму в размере Б - А.
Таким образом, в бюджет будет перечислена сначала первым продавцом сумма А, а затем вторым продавцом — сумма Б — А, и в итоге бюджет получит сумму А + (Б - А) = Б, т.е. реальным плательщиком налога на добавленную стоимость является конечный потребитель.
Налоговая база
После того как определен объект налогообложения, необходимо установить, каким образом должен исчисляться налог, на кого возложена обязанность перечисления его в бюджет и каков порядок взимания и уплаты налога.
Согласно ст. 52 общей части НК РФ сумма любого налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В качестве налогового периода для налога на добавленную стоимость установлен согласно ст. 163 НК РФ квартал.
Весьма важно установить момент определения налоговой базы, для чего следует обратиться к ст. 167 НК РФ.
Как правило, в качестве момента определения налоговой базы принимается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав. В гл. 21 НК РФ применяется терминология, основанная на использовании понятий «день отгрузки» и «день оплаты».
Современная терминология вводится в гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль, и основана на понятиях «метод начисления» и «кассовый метод». Как правило, в современном учете применяется метод начисления (учет по отгрузке), в том числе и для налога на добавленную стоимость.
Однако, если в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав производится оплата (частичная или полная), то в качестве момента определения налоговой базы принимается или день отгрузки, или день оплаты в зависимости от того, какое событие произошло раньше.
Если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или надень передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.
В случае если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него, Налоговый кодекс приравнивает такую передача права собственности на товар к его отгрузке.
В случае передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд моментом определения налоговой базы признается день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления моментом определения налоговой базы признается последнее число налогового периода.
Особые
правила признания момента определения
налоговой базы установлены для налога
на добавленную стоимость в связи с
применением нулевой налоговой ставки,
а именно, моментом опр
еделения
налоговой базы по указанным товарам
(работам, услугам)
является последнее число квартала, в
котором собран полный пакет документов,
предусмотренных ст. 165 НКРФ, устанавливающей
порядок подтверждения права на получение
возмещения при налогообложении по
нулевой налоговой ставке.
Согласно ст. 53 общей части НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая база для налога на добавленную стоимость определяется в соответствии со ст. 154—162 НК РФ.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется, как правило, как стоимость этих товаров (работ, услуг) с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
При оплате (полной или частичной) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога на добавленную стоимость.
В случае исчисления налога на добавленную стоимость при передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога на добавленную стоимость.
Понятия идентичных и однородных товаров, а также рыночных цен определены в ст. 40 общей части НК РФ.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база, как правило, определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам), при этом налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации.
Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется согласно ст. 166 НК РФ как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При раздельном учете, соответствующем разным налоговым базам, итоговая сумма получается в результате сложения сумм налогов на добавленную стоимость, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Сумма налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
