- •2. Задачи возрастной психологии.
- •3. Методы возрастной психологии.
- •№3 Периодизация развития человека
- •№6 Социальная ситуация развития
- •№12 Ведущий вид деятельности в раннем детстве
- •№13 Кризис трех лет
- •№22 Современные технологии по развитию познавательных процессов детей дошкольного возраста
- •№23 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
- •№27 Интеллектуальное развитие подростка
- •Отношения с родителями
- •Отношение к сверстнику
Отношения с родителями
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности. Старшие подростки впервые “открывают для себя родителей” и начинают предъявлять им чрезвычайно высокие требования.
Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, “поделиться собой”. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю.
В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:
1. Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
2. Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
3. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
4. В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.
Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).
Отношение к сверстнику
Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.
Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, — это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.
В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.
Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший — плохой”, “за меня — против меня”, а также — небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%— положительное, 30%— нейтральное.
Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12—13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения — лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14—15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности — наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.
Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.
В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.
№33 Период взрослости - это стандартный этап функционирования охватывает весьма значительный интервал времени - от юности до начала старения. Его календарные сроки, особенно в поздней фазе, достаточно вариативны и, как будет показано ниже, неоднократно изменялись в течение XX в. Изучение этого периода онтогенеза имеет особое значение, поскольку психофизиологические характеристики взрослых людей выполняют функции эталонов по отношению к различным стадиям роста, созревания и формирования отдельных психофизиологических функций, процессов, состояний. Эти эталоны используются для оценки сдвигов в развитии человека от созревания к зрелости, их измерения и определения критериев зрелости.
Период взрослости имеет весьма неоднозначное определение. По современным представлениям, рост, развитие, адаптация и связанные с ними изменения психического функционирования человека продолжаются на протяжении всей его жизни. Этой теме посвящены работы Б. Г. Ананьева, К. В. Судакова, В. В. Бочарова и др. биологическое развитие не оканчивается в юношеском возрасте и продолжается у взрослых людей. Например, между 17 и 30 годами идут процессы миелинизации, наряду с этим продолжается рост длины костей скелета. В последние годы получены доказательства того, что рост числа нейронов и их развитие возможны и на самых поздних стадиях онтогенеза, вплоть до старости.
Формально биологическая взрослость достигается при возникновении способности к деторождению. Социальную зрелость связывают с экономической независимостью, а психологическая зрелость сопряжена с достижением зрелой личностной идентичности. Не обсуждая детально содержание каждого из перечисленных понятий, мы можем утверждать, что они далеко не всегда совпадают с хронологическим возрастом и в принципе могут не совпадать друг с другом, имея в разных культурах различное содержание.
Для характеристики зрелости (как психофизиологической, так и психологической) можно использовать понятие оптимума функционирования. Эта категория позволяет оценить состояние функции по результатам ее реализации: чем выше показатели, тем в большей степени они приближаются к оптимуму функционирования. Незрелая функция по определению не может достичь функционального оптимума, т.е. это понятие относится только к периоду завершения созревания. Оптимум функционирования можно установить экспериментальным путем по количественным показателям, в которых выражается получаемый результат.
По некоторым данным, такой оптимум для многих психофизиологических и психологических функций приходится на юношеские годы, т.е. ранний период взрослости. Именно в этом возрасте отмечаются наименьшие значения латентного периода реакций на простые сенсорные, комбинированные и словесные сигналы. Для ранней юности характерны оптимумы абсолютной и относительной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность и переключаемость сложных психомоторных навыков. По сравнению с другими возрастами, именно в юношеском возрасте наблюдаются наибольшая скорость оперативной памяти, переключения внимания и максимальная скорость решения вербально-логических задач. В то же время по некоторым другим Функциям оптимум достигается на более поздних этапах онтогенеза, например, объем восприятия достигает своего максимума к 30 годам. По-видимому, существует определенная гетерохронность и в сроках достижения оптимального уровня функционирования в разных психофизиологических функциях.
Фундаментальные основы психофизиологического развития в период взрослости целесообразно анализировать, привлекая представления о возрастном системогенезе.
Под возрастным системогенезом понимают процесс последовательного становления, перестройки и распада функциональных систем организма в течение всего жизненного цикла, от момента зачатия до смерти. К. В. Судаков разделяет его на три основных периода: становление функциональных систем в раннем онтогенезе, зрелое состояние организма, угасание и деструкции при старении организма. В первом пери, оде наблюдается четкая упорядоченность созревания отдельных систем в связи с последовательностью их включения в обеспечение механизмов адаптации и поведения растущего организма. При этом морфологическое созревание и усложнение как отдельных элементов, так и самих систем продолжается до наступления зрелости.
В периоде взрослости системогенез имеет другие особенности: 1) завершается созревание морфологических элементов функциональных систем, поэтому физиологические фрагменты образующихся новых систем ранее сформировались в других системах; 2) многие вегетативные и поведенческие подсистемы автоматизированы; 3) при постоянном образовании новых функциональных систем происходят распад и перестройка ранее существовавших, однако это не имеет характера деструкции с выпадением морфологических элементов.
Следует подчеркнуть, что в период взрослости продолжают действовать основные принципы системогенеза, постулированные П.К.Анохиным. Принципы минимального обеспечения, гетерохронии и консолидации отражают динамику формирования функциональных систем и в зрелости, однако форма их выражения не такая, как на ранних этапах развития. Так, в зрелости консолидация элементов в систему происходит при первом получении результата в новой функциональной системе, когда объединяются компоненты, ранее включавшиеся в другие функциональные системы.
Принципы гетерохронии и минимального обеспечения действуют в иной временногй последовательности: при формировании нового навыка для достижения желаемого результата используется избыточное число элементов и степеней свободы. Когда функциональная система сформирована, возбуждение концентрируется в пределах минимального числа элементов, способных обеспечить функцию. Таким образом, по мере автоматизации функции число участвующих в ней элементов сокращается во времени. Другими словами, если на ранних этапах развития функция изменяется «от минимума к максимуму» и число участвующих в ее обеспечении элементов увеличивается со временем, то в зрелом возрасте функция формируется «от максимума к минимуму» число участвующих в ней элементов уменьшается со временем.
При переходе к третьему периоду наблюдаются изменения в процессах системогенеза. Они сводятся к следующему: 1) постепенное гетерохронное угасание функциональных систем в известной степени воспроизводит последовательность, обратную последовательности их становления в раннем онтогенезе; 2) угасание и деструкция систем, в отличие от их перестроек в зрелом возрасте, сопровождаются утратой, выпадением отдельных морфологических элементов; 3) наряду с развитием компенсаторных процессов возможно обучение новым навыкам, которое происходит медленнее, чем в период зрелости, поскольку адаптивные возможности организма снижаются.
Перечисленные особенности формирования и реализации функциональных систем дают общее представление о направлениях психофизиологического развития в зрелости. Тем не менее следует подчеркнуть, что конкретных знаний о возрастных изменениях структуры как психофизиологических, так и психологических функций в зрелом возрасте очень мало.
