Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дж.Вуд, Ж.Серре-Дипломатический церемониал и пр...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.06 Mб
Скачать

§ 31. Ни одна общественная формация не обходилась без иерархии, и ни одна цивилизация не существовала без церемониала.

Можно заметить, что повсюду с возникновением об­щества возникала необходимость в соблюдении порядка и дисциплины. Общественные отношения обязывают уважать определенные правила, без соблюдения которых существо­вание общества было бы невозможным, и их отсутствие неизбежно привело бы к хаосу и анархии. Для поддержа­ния порядка и стабильности общественного строя руководя­щая верхушка каждого общества создавала свою иерархию. Таким образом, каждое государство создало всеобъемлю­щий свод правил и обычаев, которые обеспечивали лицам, занимающим высокое положение в государственной, поли­тической и общественной жизни, прерогативы, привилегии и иммунитеты, необходимые им для успешного выполнения своих обязанностей. Иерархический порядок одного госу­дарства иногда существенно отличается от иерархического порядка другого государства. В главе VII приводятся при­меры политической и административной иерархии в от­дельных государствах с различным политическим строем.

В международных отношениях дело обстоит иначе. Основные принципы независимости и равноправия госу­дарств в настоящее время общепризнаны и осуществля­ются на практике. Отношения между государствами уже не определяются, по крайней мере, внешне, исходя из единст­венного критерия силы их относительного влияния. В ре­зультате этого государства стремятся все с большей на­стойчивостью добиваться урегулирования международных разногласий без применения силы.

Церемониал, принятый в международной практике, имеет исключительно важное значение. Основанный на традиции и учитывающий национальные особенности, он создает в каждом государстве нормальную обстановку и соответствующие условия для того, чтобы отношения между правительствами суверенных государств и их долж­ностными лицами различных рангов могли развиваться в мирной и дружественной обстановке и нормальной атмо­сфере.

Известно, как тщательно правительства готовятся к важным международным встречам и заседаниям и в какой степени сопровождающая их помпезность может положи­тельно повлиять на успех, а при плохой организации иногда привести к неудаче. Внимание, которое оба правительства уделяют визиту главы государства, министра или посла, военного корабля или делегации, подписанию соглашения или празднованию события, касающегося обеих сторон, свидетельствует о намерении продемонстрировать харак­тер существующих между ними отношений, желаемое на­правление дальнейшего развития отношений и то новое, что они хотели бы внести в них. Торжественные церемо­нии, щедрое гостеприимство, обмен речами, подарками и наградами (в некоторых государствах) показывают, с каким желанием оба правительства хотят показать свое располо­жение, чувство дружбы и стремление к сотрудничеству.

Протокол

§ 32. Протокол кодифицирует и вводит в практику пра­вила церемониала и наблюдает за их применением. Эти­мологически слово «протокол» означало в византийской дипломатии первую часть составленного в торжественных выражениях документа, в котором перечислялся состав уча­стников. В настоящее время протокол означает совокуп­ность правил, в соответствии с которыми в каждой стране официальные представители властей регулируют порядок различных дипломатических церемоний. Протокольные правила применяются при разработке многочисленных деталей, как чрезвычайных церемоний, так и церемоний, связанных с работой дипломатических представительств.

Протокол соблюдается при переговорах, подготовке со­глашений, придавая им торжественностью и пышностью большее значение и большее уважение содержащимся в них особо важным положениям. В политической и администра­тивной структуре протокол отводит каждому свое место, гарантирует всем должностным лицам возможность поль­зоваться своими правилами, улаживает спорные вопросы старшинства, а также споры, касающиеся предоставляемых привилегий и иммунитетов. Потребовались столетия, чтобы положить конец конфликтам из-за ущемленного престижа, часто возникавшим между королевскими дворами и дипло­матическими представительствами.

Протокол дает возможность каждому беспрепятственно выполнять свои повседневные обязанности и регламенти­рует деятельность национальных властей (правительства, парламента и административных органов), а также деятель­ность иностранных представителей в своем официальном качестве, аккредитованных при правительствах (диплома­тов, консулов, международных официальных должностных лиц и постоянных или временных иностранных миссий и частных лиц, не принадлежащих к этим категориям). Кро­ме организации церемоний протокол также определяет ме­тоды, рамки, поведение и этикет и устанавливает правила относительно официальной и личной переписки, формы одежды — короче говоря, все, что необходимо для обес­печения каждому места и уважения, соответствующих его официальному положению и признаваемых другими по­литическими и административными властями и самим обществом. Лицам, не занимающим официальных постов, присутствующим на какой-либо церемонии, может быть предоставлено место с учетом их возраста, ранга и поло­жения.

§ 33. Правила дипломатического протокола предна­значены для поддержания нормальных отношений между государствами и их представителями за рубежом. В соот­ветствии с правилами присутствующий на официальной встрече имеет право на место, положенное ему по рангу, о чем другие делегаты могут не знать. Эти правила должны быть четко определены, и их надо строго придерживаться. Без достаточных оснований их не следует нарушать. Но и в этом случае иногда бывает трудно избежать недоразу­мений, поскольку власти, не соблюдающие эти правила, иногда демонстративно отказываются от обязательств, при­нятых на себя, исходя из общих интересов.

Такое намеренное нарушение этикета всегда расцени­вается как рассчитанная демонстрация недоверия к дип­ломату, явившемуся жертвой этой акции, и неизбежно от­разится на отношениях между двумя соответствующими правительствами. Любое нарушение этих правил создаст трудности для стороны, допустившей нарушение, так как она должна будет принести извинения и найти способ ис­править ошибку. Следует всегда помнить, что женщины более чувствительны к подобным оскорблениям, чем муж­чины, которые с большей готовностью принимают извинения и объяснения. Однако немногие способны ответить так, как ответил французский маршал граф Виктор Бонифас де Кастеллан хозяйке, которая принесла ему извинения за то, что не смогла предоставить ему места в соответствии с его положением: «Мадам, мое место всегда лучшее».

Правила протокола не являются священными, и цере­мониал нельзя сравнивать с религиозными обрядами, на­рушение которых может навлечь кару разгневанного бога. В них соединено, с одной стороны, желание оказать долж­ное внимание соответствующим лицам и, с другой стороны, необходимость избежать трений с другими. Эти правила основываются на должном уважении к традициям и мест­ным обычаям, и в их задачу входит не нарушение устано­вившегося порядка, а укрепление того, что получило общее одобрение. При некоторых обстоятельствах, если возникает необходимость, они могут быть изменены после изучения и согласования с заинтересованными лицами. Протокол, в частности, помогает создать дружественную и непринуж­денную обстановку на встречах или приемах, способствуя взаимопониманию и достижению результатов, ожидаемых от этой встречи.

Зарегистрированные нарушения и послабления в соб­людении протокольной практики напоминают о том, что в этих торжественных обязательствах, под которыми подпи­сались столько выдающихся деятелей, остается место для личных чувств. Вот один из примеров.

Турецкий султан не хотел признать раздел Польши между Россией. Австрией и Пруссией. Поэтому на прие­мах с участием дипломатического корпуса, на которых послы должны были поочередно подходить к султану и приветствовать его, когда очередь доходила до польского посла и никто не подходил (хотя он и присутствовал), камергер обращался к султану и говорил: «Посол поехал на прогулку и задержался из-за снегопада». Это заявление делалось независимо от времени года.

Правила для дипломатических

и консульских должностных лиц

§ 34. Дипломатические и консульские должностные лица должны внимательно следить за касающимися их про­токольными правилами, а также за нарушениями правил, направленными как против них, так и в их пользу. Тем не менее, они не должны придавать особого значения этим вопросам и относиться к ним с чрезмерным вниманием и излишней чувствительностью.

§ 35. Хотя инциденты протокольного характера и их комментарии могут свидетельствовать об изменениях в международной обстановке, дипломатическое или кон­сульское должностное лицо не должно усматривать в не­доразумениях, возникающих в ходе ежедневных встреч с властями страны пребывания, больше того, что есть в дей­ствительности. Отклонения часто могут являться резуль­татом небрежности или неопытности и исправляются легче и быстрее, если на них указать тактично. Только в случае систематических попыток создавать затруднения со сто­роны ответственных представителей властей главы дипло­матических представительств и консульских учреждений должны счесть необходимым заявить протест и ставить вопрос о принятии ответных мер. Наконец, реальным до­казательством добрых или враждебных отношений одного правительства к другому является их подход к урегулиро­ванию спорных вопросов. Эта ситуация покажет также, какое влияние посол или консул сумел приобрести в стране пребывания.

§ 36. Таковы вкратце основные положения, которые, как нам кажется, тесно связывают церемониал и протокол со свободным и гармоничным развитием международной жизни.

Выпады против иностранных государств

и их представителей

§ 37. Правительство не должно допускать необдуман­ных выпадов против иностранных государств или разрешать, чтобы их представители подвергались нападкам. В наше время активной политической пропаганды доволь­но часто случается, что правительства позволяют политиче­ским партиям организовывать так называемые спонтанные уличные демонстрации, направленные против посольств или консульств тех стран, с политикой которых они могут быть не согласны. Действуя, таким образом, власти берут на себя большую ответственность, чем пресса, которой позво­ляется подстрекать толпу, часто выходящую из-под конт­роля. В результате они быстро пожинают горькие плоды этой политики, потому что, когда происходят такие инци­денты, власти попадают в унизительное положение, остро осознавая необходимость принести извинения за нанесен­ные оскорбления и возместить ущерб (так как правитель­ства обычно очень щепетильны в вопросах, касающихся их престижа). Более того, в настоящее время подобные дей­ствия являются прямым нарушением Венской конвенции 1961 года о дипломатических сношениях.

§ 38. Еще в 1949 году Комиссия международного права Организации Объединенных Наций остановилась на проб­леме дипломатических сношений и иммунитетов, полагая, что кодификация этих вопросов желательна и осущест­вима. После тщательной предварительной работы, проде­ланной Комиссией. Генеральным секретарем ООН была созвана конференция в Вене, которая весной 1961 года разработала проект конвенции, названной Венской конвен­цией от 18 апреля 1961 г. о дипломатических сношениях. Ряд стран подписали ее сразу, другие готовятся к ее подпи­санию. В январе 1969 года 63 страны подписали эту Кон­венцию. 45 стран ее ратифицировали, среди них Федера­тивная Республика Германия, Япония, Союз Советских Социалистических Республик и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В соответст­вии со статьей 51 Конвенция вступила в силу 24 апреля 1964 г.

В статье 22 Венской конвенции указывается, что «на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спо­койствия представительства или оскорбления его досто­инства».

§ 39. Американское законодательство даст хороший при­мер необходимости защищать посольства и консульства от нападений безответственных элементов (см. § 396). Пра­вительство Соединенных Штатов, по-видимому, намерено принять меры для защиты интересов не только американ­ских дипломатических, консульских и других представи­тельств, но также интересов американских граждан и аме­риканской собственности за границей от преднамеренных актов с целью нанесения им ущерба. Следует особо от­метить, что президент Линдон Б. Джонсон счел нужным напомнить одному иностранному послу при вручении им своих верительных грамот: «Я ожидаю, что Ваше прави­тельство проявит к американскому посольству такое же же­лание к сотрудничеству и взаимопониманию, какое прояв­ляется моим правительством к Вашему посольству». Это должно было явиться предупреждением о том, что следует соблюдать сдержанность в дипломатических сношениях, и может рассматриваться как настойчивое напоминание о необходимости вернуться к дипломатическим правилам хорошего тона.

Глава II