Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы по церковному исскуству с 16 по 30.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
125.44 Кб
Скачать

23.Основные принципы построения иконного изображения. Отличие иконы от картины.

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией

художника и являющийся формой передачи его собственного мироощущения.

Икона—откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца—мировоззрение Церкви. Икона—вне времени, она—отображение инобытия в нашем мире.

В иконе, как и в картине, происходит обобщение по вполне определенному принципу—общее выражено через частное. Но в картине это частное носит сугубо личные, неповто-римые черты. Поэтому картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора. Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места.

Картина принадлежит миру душевному, а восприятие иконографических символов про-исходит на духовном уровне.

Конкретные отличия стилистики иконы от реалистической картины:

1) Условность и реальность изображения.

Для картины характерна реальность изображения окружающего мира, а для иконы – подчеркнутая условность изображения. На иконе изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.

Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур—идея преоб-раженной плоти, обитающем в мире горнем.

2) Принцип изображения пространства.

Для иконы характерна обратная перспектива, а для картины—прямая.

3) Источник света.

На картине источник света ясно выражен (напр. от предметов падают тени).На иконе—отсутствие внешнего источника света. Икона—светоносна, и моделировка ликов проис-ходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов. (Технически это осуществляя-ется особым способом письма, при котором белый грунтовый слой—левкас—просвечи-вает сквозь красочный слой.

4) Использование цвета.

Цвет является средством колористического построения картины, а на иконе он несет символическую функцию.

5) Время в изображении.

Для картин характерны временные рамки изображения, а для икон характерна единовре-менность изображения: все события происходят сразу.

6) Почитание.

Картину—произведение искусства—мы созерцаем, а перед священным изображением—иконой—предстоим в молитве.

24.История становления иконографии Спасителя.

С 1578 г. в Турине, в соборе Иоанна Крестителя находится Плащаница, или погре-бальная пелена, в которую было обернуто Пречистое тело Спасителя. Это полотно свет-ло-желтого цвета длиной 4м 30см и шириной 1м 10см. На ткани запечатлена в полный рост обнаженная фигура человека спереди и со спины. Слегка размытое изображение складывается из темно-бурых пятен различной плотности и носит характер фотографи-ческого негатива. Компьютерная обработка отпечатков тела на ткани позволила воссоз-дать трехмерное изображение Лика с Плащаницы. И вот что удивительно. Лик Спаси-

теля на иконах канонического письма—византийских и древнерусских— и Лик Челове-ка с Плащаницы очень схожи.

Без сомнения, уже в первые века христианства существовали изображения и словесные описания внешности Иисуса Христа. Христиане того времени, по свидетельству церков-ных историков, имели у себя или нарисованные, или скульптурные изображения Иисуса Христа. Церковный историк XIV столетия Никифор Каллист Ксанфопул пишет: «Лицо Его (Христа) было замечательно красотою и выразительностью… Его волосы походили на русые; они были не слишком густы, но вились на оконечностях. Его брови были чер-ные и продолговатые. Глаза, подходящие близко к черным, были исполнены живости и имели невыразимую прелесть. Нос Он имел прямой, бороду русую и довольно короткую, но волосы на голове носил длинные. Он никогда не стригся. Ничья рука не касалась Его, кроме руки Матери, и то, когда Он был младенцем. Он наклонял немного голову, от того казался несколько ниже. Лицо Его было смугловато, под цвет спелой пшеницы. Оно было ни кругло, ни продолговато. Он очень походил на Свою Матерь, особенно нижней частью лица, покрытого нежным румянцем. Степенность, ум, кротость и милосердие выражались в Его чертах. Словом, Он походил во всем на Свою Пренепо-рочную Матерь.»

От первохристианских изображений до догмата иконопочитания, принятого на VII Все-

ленском соборе в 787г. прошел длительный и сложный период. И в самом начале этого периода, во II-III вв., наряду с традиционными (т.е. выполненными в рамках античной изобразительной грамотности) присутствовали изображения символические.

Самым распространенным из символов Спасителя было изображение рыбы.

Аббревиатура фразы, которая в переводе с греческого звучит как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» — складывается в слово «ихтис», которое и означает «рыба». Если обратиться к евангельским сюжетам, то символы рыбы и рыболовов имеют вполне определенное смысловое значение ( напр. Мф.4, 18-19).Если вспомнить и о чудесном насыщении народа в пустыне несколькими хлебами и рыбой, чудесный улов рыбы и тра-

пезу воскресшего Христа с учениками на берегу Тивериадского озера, то можно толко-вать знак рыбы и как раннехристианский символ Евхаристии, о чем есть упоминания у церковных писателей. А сама фраза: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель,—это, по сути, древнейший символ исповедания христианской веры.

Среди священных изображений первых веков, находимых в римских катакомбах, кото-рые не впрямую символизируют Спасителя, а изображают саму идею спасения, можно выделить следующие:

якорь—образ христианской надежды;

феникс—умирающая и воскресающая птица—образ всеобщего воскресения;

петух—также является символом воскресения, т.к. своим криком пробуждает от сна;

павлин—символ бессмертия, т.к. по древним повериям его мясо не подвержено гниению;

виноградная лоза—указание на Церковь, ведомую Христом: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода…»(Ин.15,5).

агнец—как и рыба, впрямую изображает Христа, который в Евангелии назван Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грех мира»(Ин.1,29).

К знаковым символам можно отнести монограмму Христа, которую:

а) обрамляют венцом, как напоминание о терновом венце Спасителя;

б) дополнительно включают буквы a и w, согласно словам из Откровения св. еванге-листа Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец…»(Откр.21,6).

К символическим композициям относятся изображения:

книги, лежащей на престоле,

креста,

копия,

трости с губкой

Такие изображения называются «этимасия» —готовность, предуготовление (греч.)

Этимасия—это престол, уготованный для Второго Пришествия Господа Иисуса Христа, это символ ожидания грядущего Страшного Суда.

Раннехристианские художники использовали в качестве символов не только изображения различных предметов, элементов флоры, представителей фауны, но и человека:

образ поэта Орфея, который своим сладкогласным пением и игрой на лире усмирял диких зверей (из античной мифологии).

Этот образ был переосмыслен христианами как символ Самого Христа, который Своим благовествованием ведет людей ко спасению. — изображение доброго пастыря: «Я есмь пастырь добрый: пастырь полагает жизнь свою за овец»(Ин.10,11).

Этот символ имеет особое догматическое содержание.

Раннехристианские символические изображения—связующее звено церковного искус- ства первых веков со священными изображениями нашего времени; именно символичес-кие изображения заложили основной принцип понимания христианской живописи: за внешней формой видеть внутреннее содержание, то, что потом в иконописании будет осознано как образ и первообраз.