
- •Вопросы для подготовки к экзаменам по дисциплине «Философия бизнеса»
- •32.Проблемы функционирования теневой экономики.
- •33.Особенности развития теневой экономики в России и Казахстане.
- •Незаконная торговля
- •Нарушение авторских прав
- •Сухой закон
- •Сквоттинг
- •Рэкет и государство
- •40.Категория «прибыль».
Сквоттинг
В условиях жёстких ограничений на приобретение земли в собственность может развиваться её самозахват. Незаконный захват земли может производиться как одиночками, так и в массовом порядке. При этом особое внимание уделяется скорости возведения временных строений и ограждения. Люди, отчаявшиеся получить землю законным образом, заранее готовят запасы, стройматериалы, с тем чтобы успеть основать поселение до того, как им смогут помешать представители власти. Крупные поселения даже имеют подобие суда — его, обычно, совершает выбранный людьми лидер, который может также представлять поселение перед властями с тем, чтобы они его легализовали.[18]
Рэкет и государство
Сицилийские мафиози занимались рэкетом бизнеса на протяжении столетий, практически дублируя систему государственной власти. Само существование мафии в значительной степени основывалось на слабости государственной власти на исторически обособленном от Италии острове Сицилия и многовековой традиции. В период диктатуры Муссолини мафия практически была подавлена в условиях усилившегося диктаторского государства.
Однако в период после падения режима Муссолини, в послевоенный период, в связи с ослаблением роли центрального правительства, мафия опять стала играть доминирующую роль на острове. В конечном счёте, после стабилизации экономики Италии в 60-е годы и усилении роли государства, при участии религиозного ордена иезуитов был реализован оригинальный способ борьбы с мафией:
воспитание кадров для региональных государственных и политических структур, которые осуществляли эту борьбу,
конфискованные средства мафии направлялись в специальный фонд, и, например, в случае если мафиози сжигали лавку, мастерскую или магазин, хозяин которого отказывался платить им «за защиту», потери таких пострадавших компенсировались из этого фонда (даже с некоторым превышением).
Таким образом, были созданы условия, когда во властные структуры пришли люди, обеспечивающие реальное исполнение законов, создающих у людей экономические стимулы не поддерживать рэкет так, что мафиози не смогли больше осуществлять данную деятельность в прежних масштабах.
38.Этика протестантизма и японская этика общинности.
39.Основные положения работы М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».
Опубликованная в 1904 году теория Макса Вебера о духе капитализма оказало очень сильное воздействие на умы социологов и историков с самого ее появления. Многие историки восхищались этой теорией за ее попытку объяснить, почему капитализм прижился в Европе и США лучше, чем каких либо других странах.
Критика тезисов Вебера держала его идеи постоянно на виду. Его идеи рассматривались под различными углами зрения и эхо дискуссий, вызванных его идеями, отзывались в научном мире в течение более что сотни лет и продолжают отзываться и сейчас. Достаточно сложно охватить все возражения критиков, поэтому остановимся на наиболее весомых и конструктивных. Но сначала вкратце отметим, какое место занимала протестантская этика в его теории.
Вебер предположил, что капитализм был продуктом так называемого «западного мышления», которое само по себе состояло из множества составляющих. Одной из таких составляющих была протестантская этика, которая оказала значительное влияние на возникновение “духа капитализма”, того, что Вебер называл основой экономической системы. В течение 16 столетия, этот дух стал частью европейского образа жизни и придал капитализму импульс, сделавший его доминирующей экономической системой в мире.
Макс Вебер видел причину возникновения капитализма не только в накоплении капитала. Он говорил, что первопричина лежит в рациональном подходе. По сути дела, Вебер настаивал, что капитализм представлял собой триумф рациональности над традиционализмом. По Веберу, капитализму присуще дисциплинированная рабочая сила и организованные потоки инвестиций. Он утверждал, что эти факторы присутствуют только в Европе и наиболее сильно выражены в протестантских нациях, таких как Англия, Голландия и Германия, где аскетические протестантские группы имели большое влияние.
Вебер, писал свои работы о влиянии протестантской этики, находясь под впечатлением работ Бенжамина Франклина, в которых он находил признаки существования капиталистического духа еще до становления капитализма в американских колониях. Вебер высоко оценивал Франклина и в своих более ранних работах и построил множество своих идей, изучая высказывания Бенжамина, в частности, следующие его слова о том, что: Сберегая всего 6 фунтов ежегодно, можно обеспечить себя доходом в сто фунтов. Тот, кто тратит в день лишнюю крупинку, теряет 6 фунтов в год, то есть возможность использовать ту самую сотню фунтов. Тот кто праздно использует 5 шиллингов, находит им не лучшее применение, чем если бы он выбросил их в море, так как, проедая эти деньги, он не только теряет данную сумму, но и возможность использовать ее, вложить в дело. Вебер видит в этих словах не просто конкретный совет, как вести себя в жизни, не принцип деловой проницательности, а несколько большее. Он видит в этих словах особую этику, призыв к рациональности, профессиональности и опытности в делах.
Одним из технических приемов, при помощи которых современный предприниматель стремится повысить интенсивность труда «своих» рабочих и получить максимум производительности, является сдельная оплата труда.
Однако тут возникают неожиданные затруднения. В ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки. Увеличение заработка привлекает их меньше, чем облегчение работы. Рабочий на сдельной оплате труда не спрашивал: сколько я смогу заработать за день, увеличив до максимума производительность моего труда; вопрос ставился по-иному: сколько мне надо работать для того, чтобы заработать те же деньги, которые я получал до сих пор и которые удовлетворяли мои традиционные потребности? Приведенный пример может служить иллюстрацией того строя мышления, который мы именуем «традиционализмом»: человек «по своей природе» не склонен зарабатывать деньги, все больше и больше денег, он хочет просто жить, жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни.
Повсюду, где современный капитализм пытался повысить «производительность» труда путем увеличения его интенсивности, он наталкивался на этот лейтмотив докапиталистического отношения к труду, за которым скрывалось необычайно упорное сопротивление; на это сопротивление капитализм продолжает наталкиваться и по сей день, и тем сильнее, чем более отсталыми (с капиталистической точки зрения) являются рабочие, с которыми ему приходится иметь дело. Возвратимся к нашему примеру. Поскольку расчет на «жажду наживы» не оправдался и повышение расценок не дало ожидаемых результатов, естественно, казалось бы, прибегнуть к противоположному средству, а именно принудить рабочих производить больше, чем раньше, путем снижения заработной платы. Этот ход мыслей находил свое подтверждение (а подчас находит его и теперь) в укоренившемся наивном представлении о наличии прямой связи между низкой оплатой труда и высокой прибылью; любое повышение заработной платы ведет якобы к соответствующему уменьшению прибыли. В самом деле, капитализм с момента своего возникновения постоянно возвращался на этот путь, и в течение ряда веков считалось непреложной истиной, что низкая заработная плата «производительна», то есть повышает «производительность» труда, что, как сказал уже Питер де ля Кур (в этом пункте он мыслит совершенно в духе раннего кальвинизма), народ трудится лишь потому, что он беден, и до той поры, пока он беден.