Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
3.А.ФрейдЛинии развития.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
218.62 Кб
Скачать

Два следующих примера линий развития

Обе следующие здесь линии развития можно расценить лишь как при­меры. Аналитику нетрудно на основе его знаний деталей установить пол­ностью дальнейшую последовательность ступеней такого рода; реконст­рукция прошлого из анализа взрослых годится для этого не менее, чем непосредственное наблюдение отдельных примеров развития детей.

Путь от эгоизма к дружбе и участию в объединении людей

В отношении детей с их старшими товарищами мы различаем следую­щие фазы:

1. Маленький ребенок начинает с эгоцентрической сущности, настроен­ный только на себя самого и свои нарциссические интересы. Другие дети не играют в этом ограниченном мире никакой роли. То, насколько они вообще замечаются, связано с восприятием их как нарушителей спокойствия и соперников в отношении к родителям.

2. Маленький ребенок начинает замечать других, но обходится с ними, как будто бы они неживые предметы, вид игрушек, с которыми можно что угодно делать и которые можно, смотря по настроению, взять и бросить, можно приблизить или оттолкнуть.

3. Ребенок начинает расценивать старших товарищей как партнеров по игре. Их помощь в строительстве, разрушении и планировании всех видов приветствуется. Но отношение к ним длится не дольше, чем игра, ради которой оно появилось.

4. Партнер по игре постепенно становится другом, т. е. ребенок стано­вится способным наделять других детей предметными устремлениями, любить их или ненавидеть, бояться или восхищаться, мериться с ними или идентифицироваться, уважать их желания, разделять с ними имущество и обходиться с ними во всех отношениях как с равноправными.

Для вступления в общество детей эта линия развития дает некоторые практические выводы:

Анализ первой и второй фазы показывает, что маленький ребенок в это время по своей сущности асоциален, факт, который не может изменить даже терпимая позиция более старших детей в семье или все противопос­тавляемые усилия матери. Общественная жизнь в этом возрасте (ясли, детское учреждение и т. п.) в лучшем случае переносится ребенком, но не оказывает влияние на его развитие. С вступлением в третью фазу ребенок впервые становится способен участвовать в жизни братьев и сестер или получать пользу от детского сада. Четвертая фаза обеспечивает далее готовность к долго длящейся, действенной дружбе или вражде, совместной работе со старшими товарищами, т. е. делает индивида способным стать членом человеческого общества.

Путь от аутоэротики к игрушке и от игры к работе

1. Первая «игра» грудного ребенка является поиском удовольствия при помощи рта, пальцев, поверхности кожи, визуальных впечатлений и т. д. Поиск удовольствия происходит либо на собственном теле (аутоэротика), либо на теле матери (во время или после кормления), когда оба рассматри­ваются как равнозначные.

2. Заменой материнского или собственного тела становится «переход­ный объект» (Винникотт, 1953), обычно мягкий предмет как, например, пеленка или подушка, покрывало или игрушечный медвежонок, т. е. пер­вая игрушка, которая заполняется смесью нарцистического и объектного либидо.

3. Пристрастие само сдвигается с переходного объекта на целую кате­горию похожих игрушек, т. е. обычно игрушечных зверей, которые слу­жат в качестве символических объектов и, заполненные либидо и агрес­сией, раскрывают для детской амбивалентности дальнейшие возможности выражения.

4. Пристрастие к игрушечным зверям постепенно отходит на задний план и сохраняет свое значение в общем только вечером в постели в каче­стве помощи при засыпании, где переходный объект в силу своего двойст­венного заполнения (нарпистичсского и направленного на объект) посред­ничает в переходе от активного интереса к внешнему миру к отходу ко сну.

На место игровых объектов днем вступают игровые материалы другого рода, которые выражают в первую очередь не эмоциональные отношения, а деятельности Я и связанные с ними фантазии. Такие деятельности, кото­рые служат непосредственному или целеограниченному (сублимирован­ному) удовлетворению частных побуждений, соответствуют приблизи­тельно следующей хронологии:

а) игровой материал, который служит наполнению дополна и опорожне­нию до дна, размыканию и закрыванию, соединению одного с другим и т. д., т. с. символизирует отверстия в теле и их функции;

б) подвижные игрушки для волочения, толкания, более быстрого пере­движения и т. д., для повышения мышечного удовольствия;

в) строительные материалы, с помощью которых можно создать все ви­ды строений и опять разрушить и которые, таким образом, приспособлены к амбивалентным стремлениям анально-садистической фазы как позитивно, так и негативно;

г) игрушки, пригодные для символизации мужского и женского поведе­ния и которые можно различным образом использовать:

* в индивидуальной ролевой игре;

** в эксгибиционистских целях в фаллическом сватовстве к эдипальному объекту;

*** в эдипальной «семейной» игре в детской группе (что предполагает по меньшей мере на третьей фазе достижение «путей дружбы»).

Выражение мужских стремлений во время фаллической фазы может происходить без непосредственной помощи игрового материала путем гимнастики и акробатики, т. е. посредством деятельностей Я, в которых детское тело в целом и умелое управление им символизируют фаллическую потенцию.

5. На пятой фазе само относящееся к игре удовольствие постепенно сдвигается на радость от успеха деятельности, т. е. в терминологии академи­ческой психологии на радость от удовольствия при выполнении задания, «деловая зрелость», которая считается предпосылкой для школьной зре­лости ребенка (Ш. Бюлер, 1945; Л. Данцигер, 1934).

Насколько это последнее приобретение связано с инстинктивной жизнью ребенка и обусловлено ею, сегодня остается еще для аналитика открытым вопросом, ответ на который явствует лишь из некоторых исход­ных данных. При этом может играть роль подражание матери и идентифи­кации с ее активностью, а также и требования Сверх-Я; преобразования пассивных переживаний в активные действия в качестве механизма защиты и приспособления; желание, которое осуществилось, т. е. достигнутая цель развития и т. д.

Успехами методов Монтессорн практическим образом нам было пока­зано, что одно из объектных отношений уже рано может дать непосредст­венную радость от достигнутого результата. Детский сад Монтессори исхо­дит из того, чтобы дать возможность детям пережить на тщательно отобран­ном материале большую радость от самостоятельного достижения результатов и решения проблем, неожиданно этими возможностями в боль­шом количестве пользуются уже маленькие дети.

Там, где такие внешние вспомогательные средства не предлагаются, радость от достижения результата остается до более поздних детских лет связанной с объектным миром и с исходящей из него похвалой удавшихся результатов и делается самостоятельной лишь после истечения эдипова периода на основе идентификаций и интернализаций.

6. Путь от игры к работе идет далее через ряд дальнейших приобре­тений (то, что здесь рассматривается, не является определением понятия «работа» в психологическом и социальном значениях, а лишь перечисле­нием продвижений в развитии Я и овладении побуждениями, которые необ­ходимы для приобретения работоспособности):

а) ребенок должен научиться не проявлять к предложенному материа­лу неограниченную агрессию и деструкцию (разбрасывание, разрушение, нагромождение и т. д.), а использовать игровой материал позитивным и конструктивным образом, направленным на овладение импульсов, сдержи­вание и преобразование их;

б) он должен научиться доводить до конца заранее намеченный план и не позволять себя запугать неудовольствием пли сложностями на пути к желанной цели;

в) он должен научиться продвигаться от непосредственного к целеограниченному (сублимированному) удовлетворению побуждений; от сексуализацин функций Я к нейтрализации инстинктивной энергии, от принципа удовольствия к принципу реальности. Работоспособность индивида в школьном и зрелом возрасте зависит от более или менее хороших состо­яний этих предварительных условий.

В конце этого ряда развития и в более слабой связи с ним находится некоторое количество других деятельностей, которые не безразличны для формирования личности, как, например, дневные фантазии, подвижные игры, спорт и хобби.

Дневные фантазии: хронологически дневные фантазии следуют за игрой, т. е. по своей сущности они являются игрой без игрушек. Импульсы и жела­ния, которые у более маленьких детей проявляются во всей полноте на осязаемом игровом материале, более старшими детьми, подростками и ча­сто взрослыми выдумываются в сознательной деятельности фантазии и со­провождают их реальные переживания.

Подвижные игры и спорт: игры этого рода получают свой выход в эдипальной семейной игре в детской группе (см. ступень 4, 2, *** этой линии развития), но развиваются начиная от ролевой игры к символиче­скому и сформированному выражению таких жизненно важных действий как нападение, защита, соревнование и т. д. Участие в них подчинено стро­гим правилам и требует, следовательно, от конкретного ребенка срав­нительно высокой способности к приспособлению к внешнему миру, к использованию отказов; и но меньшей мере достижение третьей фазы совершается на пути от эгоизма к человеческому сообществу.

Подвижные игры и спортивные занятия нуждаются в своем собственном оснащении (в отличие от игрушки или игрового материала). Многое из этого оснащения символизирует фаллически-агрессивные атрибуты и как таковые высоко ценятся их владельцами.

В соревновании тело индивида, его ловкость и владение им само явля­ется незаменимым средством для достижения цели.

Везет ли определенному индивиду в этой области или нет, зависит, в све­те предшествующего изложения, стало быть, не от одного, а большого числа факторов. Необходимые предварительные условия являются врожденными; приобретенными в развитии являются моторная сноровка, согласованное приспособление к группе, определенное количество свободной агрессии на службе удовлетворения тщеславия и т. д. Некоторое количество таких пред­варительных условий естественным образом ведет также к некоторому коли­честву возможных нарушений посредством задержек развития той или иной функции; посредством защиты анальной агрессии, с одной стороны, фаллически-эдипальной мужественности — с другой, и т. д.

Хобби: на полпути между игрой и работой мы находим хобби человека, которые имеют с обеими много общего.

Хобби имеют характер игры, поскольку они служат поиску удовольст­вия, а не строгим жизненным необходимостям; поскольку сублимирован­ные удовлетворения, которым они следуют, еще близки эротической или агрессивной инстинктивной цели; поскольку затрачиваемая на них энергия еще смешана из сексуализированных и нейтрализированных составляющих.

Хобби одновременно является разновидностью работы (в вышеописан­ном смысле), так как в этой деятельности заранее намеченный план осуще­ствляется в реально приемлемой форме и благодаря преодолению внешних препятствий и сложностей доводится до своего запланированного конца.

Обычное время для первого появления хобби — это латентный период. Нормальным образом они начинаются с увлечения коллекционированием и формирования специальных интеллектуальных интересов, распростра­няются от этого на все возможные содержания и сферы и сохраняются в той или иной форме в качестве сопутствующего явления по отношению к работе во всей дальнейшей жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]