
- •Глава 3
- •Перевод внешней реальности в психическую реальность
- •Четыре примера непонимания детей и взрослых
- •Психические линии развития
- •Типичная психоаналитическая линия развития: от инфантильной зависимости до любовной жизни взрослого
- •Линии развития телесной самостоятельности
- •От грудного вскармливания ребенка до рационального питания
- •От воспитания опрятности к опрятности
- •От безответственности к ответственности за свое тело
- •Два следующих примера линий развития
- •Путь от эгоизма к дружбе и участию в объединении людей
- •Путь от аутоэротики к игрушке и от игры к работе
- •Гармония и дисгармония между линиями развития
- •Ступени развития как направляющие принципы в детской практике
- •Практический пример: поступление в детский сад
- •Минимальный уровень на линии «от инфантильной зависимости к взрослой любовной жизни»
- •Минимальный интервал на линии «к физической самостоятельности»
- •Минимальный уровень на линии «от эгоизма к дружбе и участию в человеческом обществе»
- •Минимальный уровень на линии «от аутоэротики к игрушке и от игры к работе»
- •Поведение в детском саду. Отношения между внутренними инстанциями
- •Регресс как психический фактор развития
- •Три формы регрессии
- •Регрессии в инстинктивном и либидном развитии
- •Регрессии в развитии я
- •Нормальные (временные) регрессии в развитии я
- •Функциональные регрессии в детской сознательной жизни
- •Я под давлением. Дальнейший разбор регрессии я
- •Регрессии я на службе защитной деятельности
- •Инстинктивные и я-регрессии. Их временная продолжительность
- •Линии развития в связи с регрессивными процессами
- •Патологическое детское развитие (масштабы и оценка). Общая точка зрения
От воспитания опрятности к опрятности
В отличие от обеих описанных линий развития, здесь речь пойдет не о принципиальном поддержании инстинктивных производных при их постепенном переводе с непосредственного на ограниченное инстинктивное удовлетворение, а о замещении частных инстинктов (уретральный, анальный) их противоположностью, стало быть, речь пойдет о выработке реактивных образований. Борьба между инстанциями Оно, Я, Сверх-Я и внешним миром становится при этом особенно отчетливой.
1. Первая фаза соответствует периоду полной неограниченности опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Длится она долго или недолго, зависит не от присущих новорожденным процессов созревания, а от обычаев, привычек и врачебных предписаний, которые влияют на действия матери. При сегодняшних обстоятельствах мы находим следующие различия: в некоторых местах, странах и социальных слоях воспитание опрятности начинается через несколько дней после рождения (удерживание младенца, условный рефлекс); в других местах такое воспитание откладывается до второго или третьего года жизни (до развития объектных отношений и овладения своим Я).
2. В противоположность этим отношениям строится переход к следующей ступени, которая основывается не на влиянии внешнего мира, а на процессах созревания. С переходом от оральной к анальной фазе развития увеличивается либидоносное заполнение тела и тем самым сопротивление малыша против любого вмешательства в эти ставшие для него такими важными процессы. Содержимое желудка в это время является для ребенка высоко ценным и отдается только «ради матери», в качестве подарка для псе: в то же время опорожнение желудка выступает в его агрессивном значении и служит оружием для выражения досады и разочарования по отношению к матери.
Нормальная для анально-садистической фазы эмоциональная амбивалентность выражается со стороны инстинкта в двойственном замещении телесных продуктов (посредством либидо и агрессивности) и двойственной эмоциональной установке к матери (смена любви и ненависти). Со стороны Я одновременно имеют место побуждения любопытства и любознательности, направленные на телесные внутренности, радость игры с водой, песком и пластилином, удовольствие от опорожнения переполненных сосудов и т. п.; агрессивные сопутствующие явления: желание овладения, замещению, разрушению и т. п.
Окружающие условия неизбежным образом и здесь вступают в свои права. Как похожи все маленькие дети, пока дело касается инстинктивных и Я-процессов, так различно в этой фазе развитие личности в целом, которое в конце концов зависит от принимаемых няней и воспитателем мер и от приспособления к ним. Некоторые матери остаются связанными с внутренними потребностями своих детей по отношению к анальным побуждениям не меньше, чем до этого к оральным желаниям; им удается шрать надлежащую роль посредника между стремлением к ребенка грязи и требованием чистоты со стороны внешнего мира и воспитывать у ребенка, постепенно и снисходительно, овладение его собственными снимающими мышцами (сфинктер). Для других матерей собственные вытеснения анального, реактивные образования, отвращения, опрятность и аккуратность делают такое поведение невозможным. В этих случаях мы встречаем воспитание опрятности в его неожиданных формах. Мать со всей строгостью настаивает на своих требованиях опорожнения в определенное время и в определенном месте, а ребенок со своей стороны защищает также упрямо и бескомпромиссно свое право на самоопределение относительно мочи и кала. В итоге получается борьба между матерью и ребенком с отрицательными последствиями для объектных отношений между ними, с одной стороны, и для образования характера ребенка (упрямство, закостенелость реактивных образований, навязчиво-невротические склонности) — с другой.
3. На третьей фазе ребенок перенимает установку окружающего мира к опрятности, идентифицирует себя с ней в этом плане и делает ее своей собственной. Овладение процессами опорожнения становится простейшим Сверх-Я по моральной сути, борьба за него продолжается далее в форме внутреннего конфликта между анальными и уретральными побуждениями и направленными против них механизмами защиты. В конце концов появляются отвращение к грязи, аккуратность и пунктуальность в качестве гарантий против возвращения вытесненного. С регулярностью опорожнения желудка Я приобреает такие свойства, как пунктуальность, добросовестность, надежность. Высокая оценка телесного содержания сдвигается на другие области и интересы, такие как накопление, собирание и т. п. То, что мы видим перед собой, является в своей совокупности значительным преобразованием прегени-тальных анальных и уретральных инстинктивных производных. Там, где это преобразование проходит постепенно и без сопровождающих шоковых переживаний, оно становится источником значительного самообладания, которое придает индивидуальному характеру желательную твердость.
С другой стороны, нельзя забывать, что приобретения такого рода основываются на идентификациях и интернализациях и, как таковые, лишь после истечения эдипова комплекса принадлежат к гарантированному активу личности. В предэдипальное время (особенно к началу третьей фазы) контроль Я над анальными процессами еще зависит от положительного качества и стабильности объектных отношений. Ребенок, например, может в собственном доме уже быть приучен к тому, чтобы использовать горшок или уборную. Но на чужие, непривычные ситуации и вспомогательные средства он переносит эту способность не автоматически. При разочаровании матерью, разделении с ней и т. п., дети с одной стороны, вновь аннулируют собственное требование к чистоте и возрождают, с другой стороны, агрессивное использование процесса опорожнения. Оба ведут к часто непонятным для взрослого мира происшествиям дефекации и мочеиспускания. 4. Лишь в четвертой фазе овладение сфинктерами достигает своей окончательной формы и надежности. После истечения эдипова периода рассматриваемые установки становятся независимыми от объектного мира и отношения к нему и достигают уровня нейтрализованных, автономных содержимых Я и Сверх-Я. (См. Г. Гартман о «вторичной автономности», «Заметки о психоаналитической теории Я», 1950 г.)