Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
как рассказать ребенку правду.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.1 Mб
Скачать

Старший подростковый возраст – от 16 до 19 лет Особенности развития и влияние усыновления на решение задач развития

Главная задача развития старшего подросткового возраста – подготовка к выходу из семьи. Скоро подросток начнет жить своей жизнью. Как и любая другая перемена, эта перемена связана с утратами: утратой зависимости и детства, утратой жизни в семье, утратой обыденности, которая создавала ощущение защищенности. Являясь сложным испытанием для любого ребенка, переход к самостоятельной жизни особенно тяжело дается усыновленным подросткам.

В 16-19 лет многие подростки впервые испытывают романтическую близость. У детей младшего подросткового возраста могут быть «постоянные возлюбленные», однако в целом их взаимоотношения носят, как правило, поверхностный и скоротечный характер. Дети старшего подросткового возраста готовы к более глубоким и ответственным отношениям. Оказавшись перед угрозой утраты близости вследствие грядущего выхода из семьи, они часто пытаются заполнить возникающую пустоту любовными переживаниями. Романтические отношения между старшими подростками, особенно если они нуждаются в постоянных заверениях в своей «любвепригодности», могут достигать накала высокой страсти.

В это время многие подростки получают и свой первый сексуальный опыт. Этот опыт часто сопровождается ценностными конфликтами, связанными религиозными, семейными и культурными установками. Усыновленные подростки, которые часто приписывают своим биологическим родителям такие качества, как сексуальная безответственность и половая распущенность, сталкиваются в своих попытках наладить романтические отношения с еще бóльшими трудностями.

Восприятие усыновления ребенком

Взросление и приближение независимости могут привести к возникновению у усыновленных подростков чувства тревоги. Утрата усыновительной семьи может быть воспринята ими как воспроизведение первоначального «отвержения» биологической семьей. Начав самостоятельную жизнь, подросток сохранит связь с усыновительной семьей, но нельзя забывать о том, что в момент усыновления он уже пережил безвозвратную утрату своей биологической семьи. Иными словами, когда он в последний раз потерял семью, это было «навсегда».

Приближаясь к совершеннолетию, усыновленный подросток может испытывать противоречивые чувства в связи с вопросом о поиске своих биологических родственников. С одной стороны, он может бояться «второго» отвержения со стороны биологической семьи, с другой стороны его может преследовать мысль о том, что, попытавшись найти свои корни, он «предаст» усыновителей или причинит им боль. Некоторым усыновленным подросткам кажется, что они не совсем свободны в своем решении искать (или не искать) биологических родителей, потому что на них «давят» сверстники, средства массовой информации и даже члены их усыновительной семьи. Иногда поиск инициируют усыновители, стремясь тем самым помочь своим усыновленным детям. Важно, чтобы процесс поиска биологических родителей был полностью подконтролен подростку. Если его подтолкнут к встрече с ними прежде, чем он будет к ней готов, это может нанести непоправимый вред. Усыновители должны понимать, что усыновленный ими ребенок уже был в ситуации, когда его, не спрашивая его мнения, лишили биологических родителей. Именно поэтому восстановление связи с ними должно проходить исключительно по его инициативе. Только он один может решать, произойдет ли это, и если да, то когда именно.

Усыновленный подросток может бояться близости и считать себя недостойным любви. Страх перед близкими личными отношениями может выражаться в их избегании или, наоборот, в том, что подросток безоглядно предается своим чувствам и инстинктам, не осознавая в полной мере последствия своих решений. Если отношения с горячо любимым человеком внезапно прекращаются (что с подростками случается довольно часто), это может быть воспринято как очередное отвержение. Как следствие, подросток чувствует себя эмоционально опустошенным и лишний раз убеждается в том, что он «недостоин» любви.

По мере развития переживания утраты семьи подросток вступает в этап Депрессии. Усыновители могут испытать огромное облегчение от того, что он больше не страдает от чувства гнева. При этом, однако, нужно внимательно следить за поведением подростка, чтобы вовремя выявить признаки серьезной депрессии, особенно в периоды, когда подросток сталкивается с новыми утратами (окончание школы, поступление в вуз, уход в армию, прекращение значимых отношений, смерть близких людей, например, дедушки или бабушки). Подросток, страдающий от депрессии, уходит в себя, и усыновители, зная об этом, должны быть готовы поддержать его и помочь ему справиться с мыслями о потере биологической семьи, вызванными к жизни этими новыми утратами.