- •Введение
- •Глава 1. Российское и зарубежное законодательство о детоубийстве: история и современность.
- •Глава 2. Уголовно-правовая характеристика состава преступления.
- •Объект преступления
- •Объективная сторона
- •Субъект преступления
- •Субъективная сторона преступления
- •Глава 3. Отграничение убийства матерью новорожденного ребенка от смежных составов преступлений
- •Разграничение со ст.105 ук рф
- •Разграничение со ст.107 ук рф
- •Разграничение со ст.123 ук рф
- •Заключение
- •Законодательство
- •Научная литература
Объективная сторона
Объективная сторона преступления - это процесс общественно-опасного и противоправного посягательства на охраняемые уголовным законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательности развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия и бездействия и заканчиваются наступлением преступного результата. Объективная сторона такого преступления как убийство матерью новорожденного ребенка (ст.106 УК), выражается в причинении смерти новорожденному ребенку путем действия (например, удушение или нанесение ран и ушибов) или бездействия – оставление новорожденного без помощи и кормления, т.е. сознательными действиями матери, направленными на лишение жизни младенца, во-вторых, преступным результатом в виде смерти новорожденного и причинно-следственной связью между ними. Диспозиция ст.106 УК имеет сложную конструкцию, которую, во-первых, составляют три самостоятельных условия, образующих объективную сторону рассматриваемого состава преступления: 1) убийство матерью своего новорожденного ребенка во время родов или сразу же после родов; 2) убийство матерью своего новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации; 3) убийство матерью своего новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.17 Рассмотрим подробно каждое из условий.
1. Убийство ребенка во время родов, т.е. в момент сложного физиологического процесса, связанного с достижением плодом жизнеспособности. Жизнеспособность же предполагает собой способность все того же плода к реализации своей жизненной функции посредством биологически закрепленных возможностей (имеется ввиду способность данного живого организма поглощать кислород, что само собой дает возможность нормального функционирования основных жизненно важных органов и т.д.). Сражу же после родов, т.е в краткий промежуток времени после выделения плаценты (детского места).
На мой взгляд, наличие категории, строго оговоренный период времени – это «государственная лицензия» на убийство, как пишет об этом в одной из своих статей Проценко Н.В., которая позволяет преступнику женского пола (матери) либо полностью избежать уголовной ответственности, либо понести «смехотворное» наказание, в том числе без реального отбытия наказания за убийство. Ведь по истечении данного периода новорожденности рассмотренные выше ситуации, относимые к психотравмирующим факторам, уже не учитываются уголовным законодательством. Мать ребенка не может рассчитывать на снисхождение в подобной ситуации (истекли сроки лицензии) и будет отвечать по общим правилам за убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии.
Дети в любом государстве находятся в особом привилегированном положении. Не должно являться исключением и наше государство: забота о подрастающем поколении должна проявляться в самых различных областях его деятельности. Среди этих направлений охрана жизни, прав и законных интересов несовершеннолетних должна быть главенствующей. И здесь мы, к сожалению, не можем поставить точку, так как возникает еще одно парадоксальное явление, а именно: норма сама по себе провоцирует мать новорожденного на убийство ребенка во время или сразу после родов.
Как поступить матери в том случае, если в результате умышленных действий в рассматриваемый период новорожденному по ее вине причиняется, например, тяжкий вред здоровью? В данном случае действия матери содержат признаки состава преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 111 УК РФ (совершенные в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии), и предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет, т.е. относятся к категории тяжких. В этом случае мать младенца не сможет рассчитывать на «привилегию», предусмотренную ч. 1 ст. 75 УК РФ. Учитывая психологическое состояние матери в этот момент, ее страх, отсутствие медицинского опыта, нельзя исключить ошибки с ее стороны в оценке тяжести наступивших последствий, т.е. вред здоровью средней тяжести или легкий либо вред как таковой мог отсутствовать вообще. Почему бы матери ребенка на всякий случай «не перестраховаться», тем более, если ей грозит такое суровое наказание. Ведь психотравмирующих ситуаций много. А если умышленное причинение вреда здоровью повлечет по неосторожности смерть ребенка? В этом случае женщине грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет (ч. 4 ст. 111 УК). Не проще ли умертвить ребенка собственными руками и рассчитывать на снисхождение со стороны государства?
Парадокс ситуации в том, что законодатель посчитал возможным отнестись снисходительно к убийству, вплоть до освобождения от уголовной ответственности, и жестоко наказать мать за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью новорожденного. Тем самым государство ставит мать-преступницу перед неразрешимой дилеммой: либо остановиться и отвечать по всей строгости закона за причиненный вред здоровью новорожденного, либо убить новорожденного и рассчитывать на возможность освобождения от уголовной ответственности и наказания. Ни этот ли факт является главным аргументом роста зарегистрированных убийств матерью новорожденного ребенка? 18
Неясность уголовного закона порождает ситуации, ставящие судебную практику в тупик.
2. Термин «психотравмирующая ситуация» не имеет однозначного и ясного толкования.
Погодин и Тайбаков рассматривают такую ситуацию как своеобразный срыв высшей нервной деятельности.
И. Г. Иванов и Ю. А. Ляпунов дают следующее определение психотравмирующей ситуации - это эмоциональная напряженность, которая в сочетании с беременностью и послеродовыми психическими процессами способна обусловить неадекватные реакции, образуя условия совершения детоубийства. Такая эмоциональная напряженность может быть следствием семейных конфликтов, супружеской измены, иных ситуаций социально-бытового характера, способных окать психотравмирующее воздействие. 19 Психологическое содержание психотравмирующей ситуации разнообразно, но во многом определяется общей системой ценностей личности. Ни одна ситуация сама по себе не может выступать как оказывающая негативное воздействие на психику человека, ее можно расценивать как психотравмирующую только после тщательного анализа взаимодействия личности и ситуации. 20
Экспертное определение состояния эмоциональной напряженности, возникшего и развившегося в условиях психотравмирующей ситуации, имеет прямое отношение к квалификации деяния по ст. 106 УК РФ.
Психотравмирующая ситуация складывается не сразу, а в результате повторения негативного воздействия на психику матери, то есть когда происходит аккумуляция отрицательных эмоций. Психотравмирующая ситуация приобретает хроническую форму, которая приводит к аффективному поведению и может выразиться в убийстве новорожденного. Характер психотравмирующей ситуации зависит от характера психической травмы женщины, а его длительность определяется непосредственно ситуацией родов и, прежде всего, отношением женщины к этой ситуации. Чем длиннее психотравмирующая ситуация, тем она болезненнее.
При квалификации деяния по данному составу преступления необходимо учитывать следующее:
· Психотравмирующая ситуация должна реально иметь место на момент совершения преступления.
· Психотравмирующая ситуация должна иметь связь с беременностью, родами, судьбой матери и ребенка.
· Необходимо исходить не только из того, как мать воспринимала сложившуюся ситуацию, но и из общечеловеческих ценностей.
· Именно психотравмирующая ситуация должна оказать воздействие на принятие решения о совершении убийства новорожденного ребенка.
Убийство матерью ребенка хотя и в условиях психотравмирующей ситуации, но по прошествии признаков новорожденности, подлежит квалификации по ст. 105 УК РФ, а психотравмирующая ситуация может быть признана обстоятельством, смягчающим наказание (ч. 2 ст. 61 УК РФ).
На практике суды как правило понимают и применяют понятие «психотравмирующая ситуация » так как это сделали И.Г.Иванова Ю.В. Ляпнов добавляя ее еще и ряд таких причин приводящих мать в вышеуказанное состояние: беспокойное поведение новорожденного, лишающего его мать на длительное время сна и отдыха (можно подумать, что по истечении одного месяца не будет больше возникать никаких проблем, младенец станет спокойным и позволит матери длительный отдых и сон); отказ отца ребенка признать его своим; отказ зарегистрировать брак; отсутствие достатка.
Но как мы можем говорить о психотравмирующей ситуации в таком варианте, когда в нашей стране миллионы людей находятся за чертой бедности? Неужели так сложно донести ребенка до детского дома, или в любой теплый подъезд по пути к мусорному баку, позвонить в любую квартиру, убедиться, что жизнь ребенка в безопасности? Нет. Только на помойку, в мусорный контейнер, а еще проще одеть ребенку на голову полиэтиленовый пакет, затем снять его, прикоснуться к этому маленькому тельцу и убедиться в отсутствии дыхания! Столько системных, продуманных действии и все в психотравмирующем состоянии. Мне это кажется абсолютно недопустимым. Такими темпами мы начнем оправдывать всех бомжей совершивших преступление, всех тех у кого недостаток денежных средств и.т.д. На мой взгляд, подомный подход законодателя к ситуации просто утопичен.
Какие же способы лишения жизни наиболее «популярны» среди матерей-убийц? Статистические данные, к примеру, по Дальневосточному федеральному округу показывают, что наиболее частым способом выступает удушение новорожденного (64%), реже – утопление (18%) и еще реже – нанесение травмы (9%) или оставление живого на улице. Прибегая к удушению, женщины использовали для этого полотенце, бельевую веревку, пояс от одежды, накрывали новорожденного пленкой, клали его в целлофановый пакет и завязывали или просто душили руками. Умерщвленного ребенка выбрасывали в овраг, мусорные контейнеры, выгребные ямы, оставляли в безлюдных местах (в лесу или на берегу реки) и даже на земле возле своего дома.21
Складывается впечатление, что речь идет не о жизни беспомощного и беззащитного, маленького гражданина России, а о бесполезной как для матери, так и для общества вещи. Захотела - убила, захотела - выбросила за ненадобностью на помойку, как хлам, отбросы или мусор. И причину можно обосновать, «благо» их неимоверное множество. Язык не поворачивается назвать такую женщину матерью, так как даже неразумные животные пытаются защитить свое потомство. И это все происходит на рубеже столетий в демократической России, где сложилась катастрофическая демографическая ситуация: численность населения сокращается, оно в целом стареет. 12 февраля 2009 года в Холмогорскую центральную районную больницу обратилась 28-летняя Рысина, при обследовании которой было установлено, что несколько часов назад у нее произошли роды. Однако женщина пояснила, что родов не было, и, соответственно, ребенка она не видела. Поведение женщины вызвало подозрения. В ходе осмотра квартиры, в которой она проживала, в помещении туалета в деревянном ушате под грудой засоленной рыбы был обнаружен полиэтиленовый пакет, а в нем труп новорожденного ребенка. На голове ребенка была матерчатая пеленка, поверх которой находилось две петли, одна из которых обхватывала голову младенца в области носа и рта, а вторая была затянута в области шеи. Судебно- медицинское исследование трупа показало, что смерть наступила в результате механической асфиксии в ходе воздействия вышеуказанных петель. Примечательно, что у 28- летней женщины это уже двенадцатая беременность и пятые роды, она уже воспитывает 4 детей. Свой поступок она объяснила тем, что у нее тяжелое материальное положение, ребенок не желанный, а аборт сделать она не успела. Рысина признала свою вину полностью. Суд, квалифицировал деяние как совершенное в условиях психотравмирующей ситуации (а именно, тяжелое материальное положение) и назначил наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательном сроком два года. Какой матерью для своих детей, которым посчастливилось остаться живыми после родов, может стать эта женщина. На мой взгляд, тяжелое материальное положение, не может стать оправданием для совершения подобного рода убийств!
3.Убийство матерью новорожденного ребенка в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости.
Третьим, смягчающим наказание обстоятельством, предусмотренным в ст. 106 УК РФ, является состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости матери, убившей новорожденного. Основание уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости (ограниченная вменяемость) сформулировано в ст. 22 УК РФ. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. Под таким расстройством понимается существенно уменьшенная способность лица, совершившего преступление, осознавать опасность содеянного или руководить своим поведением в силу таких психических расстройств и отклонений, которые в принципе дают возможность признать лицо вменяемым.
Б. Н. Алмазов и М. И. Ковалев так характеризуют состояние ограниченной вменяемости: «В ряде случаев психическое заболевание, олигофрения или иное болезненное состояние, в частности психопатия, хотя и не свидетельствуют о полной невменяемости субъекта, но играют значительную роль в этиологии преступного поведения. Субъект преступления может не в полной мере отдавать отчет в своих действиях и не всегда в состоянии полностью конструировать свое поведение».22
В этой ситуации необходимо проводить судебно-психиатрическую экспертизу, которая способна дать ответ на вопрос о наличии психического расстройства, не исключающего вменяемости. Такое состояние матери может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 97 УК РФ).
Сразу после родов у женщины наступает послеродовой (пуэрперальный) период, который длится 6-8 недель. Это обратное развитие всех органов и систем, подвергшихся изменению в связи с беременностью и родами. Максимально темп изменений выражен в первые 8-12 суток. Такие процессы сказываются на общем состоянии родильницы и могут обусловить появление психических расстройств, например, послеродовых психозов. Клинические проявления их разнообразны - возбуждение, бред, депрессия и т.д.
Обстоятельства, вызвавшие состояние психического расстройства, не исключающего вменяемости, могут быть не сопряжены с беременностью и родами. Такие обстоятельства имеют биологическую (медицинскую) природу, в отличие от обстоятельств, создавших психотравмирующую ситуацию. Последние имеют социальную природу. С точки зрения уголовного права безразлично, что вызвало состояние психического расстройства, оказавшее влияние на совершение преступления.
Таким образом, проанализировав объективную сторону преступления, я прихожу к выводу, что законодатель должен изменить текст ст.106, сделать его более четким, понятным, а не таким абстрактным и условным, под квалификацию которой в результате попадают преступления, совсем не «заслуживающие» такого мягкого наказания. Несовершенство законодательной техники приводит к тому, что преступник не получив должного наказания за в первые совершенной преступление, не исправляется, не останавливается, а совершает рецидив.
