Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ.doc
Скачиваний:
132
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.37 Mб
Скачать

2.4. Антропологический метопринцип

Антропология в энциклопедических словарях определяется как наука о происхождении и эволюции человека. По замыслу К.Д.Ушинского, основоположника педагогической антропологии, в центре наук о человеке должен быть сам Человек и всеобъемлющее, целостное знание о Человеке: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», – эта заповедь великого педагога и сегодня остается одним из важнейших требований как в разработке педагогической теории, так и в совершенствовании педагогической практики. Разъясняя это положение, К.Д.Ушинский также писал: «Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Только тогда он будет в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния – а средства эти громадны» (9).

Имея глубокие исторические корни, антропология, по мнению ряда современных ученых (В.П.Зинченко, Б.М.Бим-Бад и др.), в современных условиях глобальных реформ может дать новый импульс для развития человека на основе совершенствования образовательно-воспитательных систем. Опираясь на результаты исследований Б.М.Бим-Бада, уточним, каков же объект и предмет исследований в области педагогической антропологии?

«В объективной области человековедения педагогическая антропология вычленяет в качестве своего предмета человека как субъекта и объекта образовательно-воспитательного процесса, явления и процессы педагогического влияния человека на человека, воспитания человека человеком» (12, с.10).

Таким образом, предметом исследования в области педагогической антропологии являются все участники педагогического процесса, их индивидуальная эволюция. Однако в рамках этого параграфа не ставится задача анализа всех аспектов педагогической антропологии, а используется антропологический подход как метопринцип, позволяющий с широких философских позиций определить приоритетные стратегии решения наиболее актуальных педагогических проблем.

Антропологический метопринцип со временем, вероятно, займет свое достойное место в методологии педагогических исследований, а пока возможности его реализации просматриваются в нескольких направлениях. С одной стороны, антропологический метопринцип позволяет во всех разделах курса «Педагогика высшей школы» углубить наши представления о человеке, то есть о всех участниках педагогического процесса. С другой стороны, возможен и другой вариант, который представлен в некоторых учебниках педагогики, когда антропологический аспект выделен в самостоятельный раздел курса «Педагогика высшей школы». Есть примеры и первого, и второго варианта. Так, например, в учебниках педагогики для высшей школы ФРГ, наряду с разделами дидактики, воспитания, социализации, управления школой, четко вводятся и разделы антропологии. Более того, многие ученые в ФРГ, как, например, Ф.В.Крон, рассматривают вопросы антропологии как «сквозные», пронизывающие все основные разделы современных курсов педагогики. То есть, по существу, речь идет об антропологическом принципе в разработке ключевых педагогических проблем.

Не противопоставляя и одновременно не смешивая антропологическую педагогику с антропологическим подходом в педагогике, хотелось бы заметить следующее.

Вполне очевидно и не требует доказательств то, что у педагогической антропологии, как самостоятельной науки, без сомнения, большое будущее и обнадеживающие перспективы для систематики, получения целостного знания об эволюции человека в процессе его обучения и воспитания. Нас же больше интересует и привлекает собственно антропологический подход как методологический принцип исследования личности в рамках классической общей педагогики для саморазвития ее образовательно-воспитательных систем. Итак, какое же содержание вкладывается в понятие «антропологический подход»?

Антропологический подход в педагогике – это такой философско-методологический принцип, в соответствии с которым исследование осуществляется с учетом достижений комплекса наук о человеке с целью получения целостного и системного знания о человеке в условиях развития и саморазвития образовательно-воспитательных систем. Знать человека во всех его отношениях для преподавателя, воспитателя –- это знать его семью, его быт и традиции, знать его духовные и физические силы и способности, его надежды и разочарования, причины его успехов и ошибок, его возможности сегодня и в обозримом будущем.

В связи с реализацией антропологического подхода в аспекте «познать человека» педагогика должна значительно усилить свои диагностические функции. Педагоги часто со своего молчаливого согласия передают эти функции практическим психологам и тем самым лишают себя знаний об индивидуально-психологических, генетических и других особенностях своих учеников.

В рамках самого антропологического подхода как метопринципа в изучении эволюции человека можно выделить несколько наиболее характерных, относительно самостоятельных научных течений, частных подходов.

Личностно-целостный подход. Для этого подхода характерна интеграция знаний о человеке, которые дает философия, психология, физиология, педагогика, искусство и т.д. с позиций становления личности как органически целостного феномена. Из отечественных ученых, которые следовали именно этому направлению, необходимо назвать М.М.Рубинштейна, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, П.П.Блонского, А.Ф.Лазурского и других. В рамках этого направления показана несводимость отдельных функции, качеств личности при их механическом наложении, объединении. Понять человека, его личностное становление возможно только путем целостного постижения его мотивационной сферы, интеллектуальной, волевой, нравственной и других сфер жизнедеятельности в их органическом единстве с учетом биологических возможностей и социокультурных условий среды. Под влиянием антропологического течения в 20–30-е годы зародилась и активно развивалась педология, органически синтезирующая достижения философии, психологии и педагогики. Однако после ее запрета на основе партийного постановления как лженауки в 1936 году педагогическая наука и педагогическая практика потеряли ориентир на изучение, диагностику личности и педагогика оказалась на долгие годы «бездетной».

Духовно-нравственный подход. Опора на духовно-нравственные критерии для обоснования нравственных приоритетов в поиске целей, ценностей и смыслов жизни в процессе становления и самосовершенствования свободной, целостной личности характерны для многих ученых, мыслителей, пытавшихся осмыслить духовное бытие человека. В рамках этого направления следует особенно выделить идеи духовно-нравственного самосовершенствования человека, к которым неоднократно возвращался на протяжении своей жизни Л.Н.Толстой. Разнообразные психологические типы духовно-религиозного искания человека даны во многих литературных произведениях Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и других русских и зарубежных писателей.

Наиболее ярким представителем другого направления, т.е. учения о развитии духовных сил человека, является немецкий ученый Рудольф Штайнер. Для того, чтобы представить широту антропософского подхода к разработке проблем духовной эволюции человека в работах Рудольфа Штайнера, назовем лишь некоторые из его работ: «Философия свободы» (1894), «Мистика на заре духовной жизни нового времени и ее отношение к современным мировоззрениям» (1901), «Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека» (1904), «Духовное водительство человека и человечества» (1911), «Антропософский календарь души» (1912), «Путь к самопознанию человека» (1912), «О загадке человека* (1916), «О загадках души» (1917), «Антропософские руководящие положения» (1924) и другие.

Биолого-генетический и эспериментальный подход. Для этого направления характерно стремление изучить человека, углубляя наши представления о физиологических, биолого-генетических механизмах и условиях эволюции человека с опорой на научные факты и экспериментальные данные. К представителям этого направления можно отнести З.Фрейда, В.Штерна, А.Бине, Э.Торндайка, Т.Рибо, С.С.Корсакова, А.П.Нечаева, Г.И.Челпанова, В.П.Вахтерова и др.

Так, например, экспериментальное изучение возможностей измерения коэффициента интеллекта, предпринятое А.Бине, В.Штерном, существенно продвинуло наши представления о биогенетических возможностях развития интеллекта у различных возрастных категорий учащихся. А исследования З.Фрейда дали возможность не только психологам, но и педагогам понять многие причины кризисных явлений в развитии человека на основе постижения механизмов психосексуальных процессов, имеющих фазовые и возрастные особенности их протекания.

Социальный подход. Исследования П.А.Кропоткина, Н.А.Рубакина, Э.Дюркгейма, М.Вебера, С.Г.Шацкого и других показали, что превращение человека из биологического существа в социальное есть специфический процесс социализации, который имеет свои особенности и закономерности. Без учета результатов их исследований представления об эволюции индивида в отрыве от социокультурных условий будут всякий раз неполными, так как они не дают нам ясной картины становления жизнеспособной личности. Если она изолирована от среды, то не срабатывает никакая, даже самая продуманная система обучения и воспитания.

Антропологический подход в педагогике, как и современная педагогическая антропология, синтезирует и активно использует для решения своих задач достижения многих наук и искусств: философии, культурологии, логики, психологии, кибернетики, науковедения, физиологии, биологии, медицины, генетики, этики, эстетики, изобразительного искусства, музыки, театра, кино, телевидения и др.

Для синтеза знаний об эволюции человека, его онтогенеза и филогенеза, влияния внутренних н внешних причин и условий, для выявления уровней и пределов развития в человеке истинно человеческих свойств и качеств предстоит еще огромная по объему и значимости работа. Но этот синтез, это целостное знание о человеке позволит по-новому, всякий раз более целенаправленно и эффективно решать задачи обучения и воспитания.