
Создание азовского флота
Совершив торжественный вход в Москву азовских победителей и отпраздновав пирами первый шаг к выходу в Черное море, Петр, для решения вопросов обороны края, укрепления его за Российской державой и способов дальнейшего движения к югу, созвал Боярскую думу в село Преображенское. Для решения последнего вопроса Петр предлагал выстроить «флот или караван морской, в 40 или вяще судов состояний, о чем надо положить не испусти времени». Дума на заседании 20 октября постановила: «Морским судам быть, а скольким – о том справиться о числе крестьянских дворов, что за духовными и всяких чипов людьми; о том высчитать и доложить, не замолчав, и наложить суды по дворам, сколько пристойно, а о торговых людях выписать из таможенных книг, что с них взято в 202, 203 и 204 годах пятые и десятые деньги и с каких промыслов».
27 октября указом Петра велено было по местному приказу собрать сведения о числе крестьянских дворов за духовенством и помещиками, а в заседании Думы 4 ноября приговорено: «Корабли сделать с всею готовностью и со всеми пушками и с мелким ружьем, как им в войне, к 206 году или прежде, а делать их по нижеписанным статьям: Святейшему Патриарху и властям и монастырям с 8 тыс. крестьянских дворов – корабль, с бояр и всех чинов служилых людей с 10 тыс:, крестьянских дворов – корабль. Таким образом, по определении числа дворов за духовными лицами, монастырями и помещиками, было образовано 17 духовных и 18 светских кумпанств, каждое из которых по данным чертежам и росписям должно было построить корабль. Торговым людям – гостям, городам, слободам и беломестцам указано было, вместо платимой ими в прежние годы десятой деньги, выстроить к тому же сроку и на тех же условиях двенадцать кораблей.
К этой повинности привлечены были не только русские тортовые люди, но и иноземцы, числившиеся в Посольском приказе (указ Великого государя от II декабря). Но вскоре, ввиду ходатайств некоторых гостей их от корабельного строен ия уволить, дозволивши им внести только деньги. Петр увеличил их повинность до 14 кораблей. Да кроме этого, на именитого человека Григория Дмитриевича Строганова была возложена постройка 2-х кораблей, но он на собственные средства добровольно построил и третий. Таким образом, к постройке предназначено было всеми кумпанствами 52 корабля.
От этой повинности, нового налога на самое важное для России и любимое Петра дело, Петр, первый всюду работник, не мог, конечно, освободить себя и царское семейство. По количеству 93 тыс. дворов, числившихся за ними, они участвовали в корабельной складке и образовали 10 кумпанств.
Постройка этих судов назначена была не в Воронеже, а на Волге, под ведением приказа Казанского дворца, где в 1697 г. было заложено 10 кораблей.
Указом своим от 17 декабря Петр приказал все дела по складке и кораблестроению передать из Поместного приказа в Володимерский Судный приказ, сделавши начальника его, окольничего Александра Петровича Протасьева – адмиралтейцем, т. е. главным распорядителем по постройке судов. В таком виде созданное наспех первое специальное Морское управление, временно пристегнутое к совершенно постороннему учреждению, просуществовало до 1700 г.
Но в заботах об Азовском флоте Петр не забыл и другого своего театра военных действий. Освободив от платы полтинных денег помещиков и вотчинников Севского полка, украинных и заоцких городов, Петр указом от 24 ноября приказал «во Брянску сделать 100 стругов добрых по образцу, каков прислан будет с Москвы: с шестидесяти дворов – струг».
Это выделение днепровского судостроения из ведения Адмиралтейства и передача в Военный приказ - Разряд, боярину Стрешневу, объясняется тем, что морская сила на данном театре для Петра являлась вспомогательной, необходимой помощью для действия сухопутной армии, но не самостоятельной единицей, так как корабельного флота выше порогов он строить не мог, а устья Днепра, пока еще даже и спорные, были окружены степями, где без подвоза с севера и надежного обеспечения баз укреплениями не могло быть начато строение корабельного флота.