Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социальная философия.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
744.45 Кб
Скачать

Раздел VII. Философия истории. Основные историософские концепции

По данной теме нет раздела в учебном пособии, поэтому осветим проблемы, которые включены в Программу, несколько подробнее. Для подготовки к семинарам и экзамену можно обратиться к ряду учебных пособий.

Алексеев П.В. Социальная философия. М.: Проспект, 2003. Главы Х «На пути к постиндустриальному обществу» и XI «Прогресс как проблема».

В главе Х П.В. Алексеев подробно рассматривает, как Д. Белл, родоначальник концепции постиндустриального общества, характеризует основные черты постиндустриального развития общества. А в Главе XI «Прогресс как проблема» рассматриваются различные точки зрения на характер развития истории.

Ивин А.А. Социальная философия. М.: Гардарики, 2003. Глава 3 «Смысл истории и исторический прогресс». Здесь А.А. Ивин интересно анализирует проблему смысла истории с объективной и субъективной позиции, а также рассматривает существовавшие в философии историософские концепции.

Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Академический Проект, 2000. Глава XVII «Социальная философия на пороге XXI века». В.Е. Кемеров анализирует понятия «современность» и «постсовременность», показывает, что нынешняя эпоха требует «деавтоматизации» стандартов поведения, то есть умения самостоятельно применять уже сложившиеся правила действия в постоянно меняющихся ситуациях.

Что важно усвоить в этом разделе курса?

Во-первых, понять, какой смысл вкладывает философия в понятие «история».

Во-вторых, уяснить сущность тех представлений об истории общества, которые представлены основными историософскими концепциями (историософия = философия истории, то есть философское учение о причинах и направленности общественных изменений и развитии).

В-третьих, обратить внимание на особенности современной мировой исторической эпохи и современного общественного развития России.

Используя слово «истории» в речи, мы говорим или о прошлом – история Земли, история государства и т. д., или о каких-то происшествиях – вот в какую историю я попал. И оба эти смысла русского слова «история» схватывают важные моменты содержания понятия «история».

Когда мы рассматриваем историю как прошлое, как то, что некогда было, мы сталкиваемся с определенной методологической трудностью. Прошлое – это то, что было и чего сейчас не существует. Как об этом не существующем можно иметь представление? Это представление может быть дано только в рассказе, а рассказ может базироваться только на следах прошлого, которые есть в настоящем. Поэтому, как это ни парадоксально звучит, именно настоящее, то, что реально существует, является началом истории как прошлого. Это начало – в тех исторических источниках (обратите внимание на выражение, которое употребляют историки – «исторические источники», из них вытекает история, здесь исток!), которые есть здесь и сейчас (рукописи, свидетельства, вещи, снимки, рисунки, вообще любые остатки прошлого, дающие о нём информацию). Это начало – в том современном состоянии общества, события и жизнь которого пускают свои корни в прошлое, ищут свою историю. Тогда история как прошлое – это корни настоящего (а корни тоже растут «сверху вниз»). Конечно, надо помнить (и ученые-историки это знают), что историческая наррация (рассказ, повествование) – это не оправдание интересов каких-либо общественных или политических сил настоящего, а создание картины реального прошлого; эта работа по реконструкции прошлого требует соблюдения определенных правил и норм научного исследования.

ВажноеНо история как прошлое возможна потому, что в жизни человека и общества совершаются события, случается то, что оказывает на них существенное влияние. Тогда история – это событийность жизни человек, её подвижность, и здесь важно, что определяет свершение события, что побуждает человека к тем или иным действиям, в результате которых случаются события. Ответы на эти вопросы и оказываются проникновением в основание истории, в её бытийные основы, в само бытие историчности. Эти ответы и даёт философия, разрабатывая историософские концепции, которые создают общую картину истории, объясняя причины событий и их связь во времени.

При осмыслении содержания каждой философской концепции истории нужно обратить внимание на такие моменты:

– как данная концепция объясняет связь событий;

– как она объясняет причины исторических событий;

– как оценивается и оценивается ли исторический процесс;

– к каким философским направлениям может быть отнесена данная концепция.

Основные историософские концепции

  1. История как хронология. Первые исторические сочинения – летописи (или хроники, как их называли в западной традиции) рассказывают об истории, перечисляя значимые с точки зрения летописца события, располагая их относительно определенной хронологической шкалы. Порядок следования событий, что и можно расценить как некое понимание исторического процесса, определяется в этом случае простым течением времени. Летописная историография (рассказы о прошлом и происшествиях) может оценивать и часто оценивает события, пользуясь, как правило, нравственными или политическими критериями. На этом уровне существования исторического описания еще не вырабатывается какая-либо систематическая философия истории.

  2. Религиозная концепция истории. Первая полноценная философская концепция исторического процесса разрабатывается в средневековой философии. Ее автором был Аврелий Августин. Как религиозный философ Августин видит в истории проявление Божественной воли. В этом он следует установкам евангельских ситуаций. Достаточно вспомнить знаменитый эпизод «Моления о чаше», когда накануне казни Христос в Гефсиманском саду молит Бога: «Пронеси мимо меня чашу сию!». Это его желание как человека. Но сразу же: «Да будет воля Твоя!», то есть пусть случится то, что волей Бога предначертано. Поэтому история, по мысли Августина, складывается из действий людей, но направляются эти действия Божественным проведением, пред-видением конечной цели всех конкретных действий людей. Поэтому средневековая концепция истории получила название провиденциализм (Бог предвидит всё, что происходит) и эсхатологизм (история имеет конечную цель: эсхатон – др.-греч. цель). Чтобы действовать сообразно Божественному предназначению, человек свою земную жизни (Град земной) должен, согласно Августину, постоянно корректировать в соответствии с требованиями Града небесного.

Августин и вся последующая средневековая философия утвердила представление о том, что все народы и государства вовлечены в единый исторический процесс, что существует всемирная история человеческого общества, что история определяется силой, отличной от конкретных побуждений действующих в этой истории людей.

  1. Прогрессистские концепции истории. Философия Нового времени, которое раскрепостило человека и вооружило его наукой и техникой, принимая идею всемирного исторического процесса, формирует идею прогрессивного развития человеческого общества. Впервые идею исторического прогресса высказал и обосновал французский философ Ж.-А. Кондорсе (XVIII в.), но наиболее полные прогрессистские концепции разработаны Гегелем и Марксом.

Гегель создает философию абсолютного идеализма, согласно которому бытие всего определяет абсолютная (чистая) идея, несущая в себе идею развития и его осмысления, и разрабатывает идеалистическую диалектику, согласно которой развитие идеи подчиняется определенным законам. Для него история предстает реализацией идеи свободы, подлинный смысл истории, согласно Гегелю, заключается в достижении свободы для всех. Вспомните, что идея свободы, действительно, воодушевляла народы Европы в XVIII–XIX веках – Великая французская революция шла под лозунгом «Свобода! Равенство! Братство!». Поэтому прогресс истории, по Гегелю, заключается в увеличении свободы в обществе. Ступенями исторического прогресса были общества, в которых свобода постепенно расширялась: сначала свобода для одного (восточные деспотии, типа Древнего Египта), затем свобода некоторых (типа древнегреческих полисов, где свободны граждане, но не свободны рабы и чужеземцы) и, наконец, свобода для всех (когда устанавливается юридическая свобода для всех граждан в рамках закона). Двигателями исторического прогресса, по Гегелю, выступают так называемые исторические народы, те, которые первыми поднялись на новую ступень прогресса, а неисторические народы копируют жизнь народов исторических. А в жизни каждого народа есть исторические личности, которые указывают своему народу на ту степень свободы, которой можно достичь в этих исторических условиях.

Карл Маркс разрабатывает материалистическую концепцию истории, которая получила название исторический материализм. Согласно Марксу, основанием развития общественной жизни является развитие общественного производства, развитие производительных сил (см. Раздел IV), которые обеспечивают свободу человека в отношении природы, и развитие производственных отношений, которые показывают, в какой степени трудящиеся классы (нужно помнить, что марксистская теория общества идеологически ориентирована на выражение интересов трудящихся масс) пользуются экономической свободой (то есть способностью распоряжаться произведенным ими богатством). Маркс выделяет в истории ступени общественного развития, которые он называет общественно-экономические формации. В основании общественной формации лежит определенный общественный способ производства: общинный, азиатский (восточный), античный, феодальный, буржуазный и коммунистический.

Особое внимание Маркс и марксистская теория общества уделяет проблеме движущих сил прогресса и характеру реализации прогрессивного развития. Движущей силой истории является борьба угнетенных классов за свою свободу и право пользоваться общественными достижениями экономики и культуры. А само развитие осуществляется как путем эволюции – постепенного накопления общественного и культурного богатства и реформирования политических и экономических условий жизни общества в пользу широких народных масс, так и путем социальных революций, когда происходит ломка старых порядков и установление новых экономических и политических отношений в пользу восставших классов.

Марксистская теория общественного развития пользовалась большой популярностью почти в течение полутора столетий (середина XIX – конец ХХ века), тогда, когда социальная структура (см. Раздел IV) строилась на резком противопоставлении классов по экономическому положению, доступу к политической власти и культурным достижениям (в частности, образованию).

  1. Концепция локальных цивилизаций (культур). В противовес прогрессистским концепциям, которые признавали единство мирового процесса и поступательный характер его развития, в конце XIX – ХХ веках получают распространение теории общественного развития, которые стремятся вместо единства истории увидеть её разнообразие. Примером могут быть концепции О. Шпенглера и А. Тойнби.

О. Шпенглер заявляет, что нет истории человечества, так как человечество – пустое слово, ему не соответствует никакая реальность, есть только история отдельных народов и их культур. Единицей истории, то есть тем, что имеет историю и развитие, выступает, по Шпенглеру, культура. Культура несёт в себе продуктивную (творческую) силу, благодаря которой человек способен творить свою жизнь, наполнять её содержанием, утверждать моральные и политические порядки, создавать произведения, порождать все возможные феномены культуры. И в основании всех явлений культуры и всех действий людей лежит, как говорит Шпенглер, пра-феномен, исходный феномен культуры, выражающий её сокровенный жизненный смысл, её душу. Эта душа культуры и есть самое сокровенное историческое начало, которое рождается самой жизнью и не может быть никем изобретено. (Здесь видна философская позиция Шпенглера – он сторонник философии жизни – вспомните Ф. Ницше и А. Бергсона.) До тех пор, пока душа культуры жива, пока она воодушевляет людей на изобретения и деяния, культура развивается. Как только иссякает жизненная сила души, культура умирает, тогда действия людей становятся трафаретными, не изобретательными, и культура сменяется цивилизацией. Цивилизация, по Шпенглеру, это омертвевшая, лишившаяся творческих сил культура. Цивилизация производит продукты, а не произведения, а потому рано или поздно она должна погибнуть. Так закончится исторический путь культуры. Шпенглер считает, что культура живет примерно 2 тысячи лет. Столько жила культура античная, свои 2 тысячи лет доживает, по Шпенглеру, и современная европейская культура, поэтому свою книгу, которая вышла в 1918 году, он назвал «Закат Европы». Всего в прошлом и настоящем Шпенглер выделял 8 культур, которые друг с другом не связаны исторически, что он показывает при подробном анализе истории античной, западной и арабской культур.

Английский историк А. Тойнби, как и Шпенглер, считает, что реальной историей, то есть там, где есть связь событий в единство развития, обладает только отдельная (локальная) цивилизация. Под цивилизацией Тойнби понимает образ жизни людей, организованный культурой, которая в свою очередь определяется конкретной религией. Поэтому цивилизации, в конечном счете, различаются своими религиями. Возникновение новой цивилизации, согласно Тойнби, происходит тогда, когда некое творческое меньшинство осознает, что обществу, народу Бог предъявляет новый вызов, новое требование, что перед людьми встают новые проблемы, которым уже не отвечают имеющиеся правила, нормы, ценности жизни. Тогда это творческое меньшинство создает новую религию (а религия всегда говорит, что требует бог или боги от человека), на основе которой утверждается новая культура, новые правила, ценности, определяющие новый порядок, новый образ жизни, новую цивилизацию. Тойнби насчитывал больше десятка различных цивилизаций в прошлом и настоящем. Цивилизации, по Тойнби, как и культуры у Шпенглера, живут по типу организмов: они рождаются, развиваются, достигают расцвета, переживают надлом и затем гибель. Цивилизации могут следовать друг за другом во времени, но это не значит, что они выстраиваются в исторический ряд. Так, например, христианская цивилизация сменяет греко-римскую в Среднеземноморье, но это не означает, что христианская цивилизация есть порождение античной цивилизации, так как монотеизм христианства не вырастает из политеизма античного язычества.

Каждая из отмеченных здесь историософских концепций выделяет в истории что-то реально значимое, действительно свойственное истории общества. Выделите в концепциях рациональные моменты а также те, которые Вам представляются не отвечающими действительности.