
- •Курсовая работа
- •Сравнительная характеристика грабежа и разбоя
- •Введение
- •1 Юридический анализ состава грабежа по Уголовному праву рф
- •1.1 Понятие грабежа
- •1.2 Объективные признаки Грабежа
- •1.3 Субъективные признаки Грабежа
- •2 . Юридический анализ состава разбоя по Уголовному праву рф
- •2.1 Объективные признаки Разбоя
- •2.2 Субъективные признаки Разбоя
- •3. Сравнительная характеристика грабежа и разбоя
- •Заключение
- •Список использованной литературы
3. Сравнительная характеристика грабежа и разбоя
По Уголовному кодексу РФ грабёж - это «есть открытое хищение чужого имущества»2 (ст.161 УК), совершенное без насилия, либо соединенное с угрозой насилия, либо с насилием, не опасным для жизни и здоровья потерпевшего. Разбой же определяется как нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. Таким образом, разбой является наиболее опасной формой хищения чужого имущества по сравнению с грабежом, что и предусмотрено в больших сроках лишения свободы по сравнению с грабежом .
Грабёж является преступлением, которое может посягать на два разнородных объекта: с одной стороны, непосредственным объектом грабежа всегда является чужая собственность, второй объект грабежа присутствует, если грабёж совершается с насилием над личностью (хищение, совершенное при отягчающих обстоятельствах). Причем главным является не само насилие, а желание завладеть чужим имуществом с помощью насилия. В то время как разбой – преступление всегда двухобъектное: он одновременно посягает на отношение собственности и на здоровье человека и каждый из названных объектов относится к категории основных.
Предметом грабежа могут быть любые вещи в создание которых вложен труд человека и которые обладают материальной и духовной ценностью, в отличие от предмета разбоя, которые сами по себе могут не иметь потребительной стоимости, но представляют определенные права на получение материальных благ
Противоправное завладение документами, которые не обладают конкретной стоимостью, а заключают в себе лишь право на получение имущества (квитанции на багаж, товарные чеки, жетоны, номерки и т.п.), квалифицируются как приготовление к хищению, при разбойном же нападении сам факт изъятия такого рода документов у потерпевших должен квалифицироваться как оконченное преступление.
Объективная сторона грабежа сформулирована законодателем с помощью материального состава преступления, в то время как объективная сторона разбоя выражается в нападении, которое соединено с насилием или угрозой применения насилия.
Отличительной особенностью объективной стороны грабежа является открытый способ хищения, сущность которого состоит в открытом физическом воздействии на предметы внешней действительности (чужое имущество, деньги), заключающимся в их перемещении, изъятии. Если же речь идет о насильственном грабеже, то воздействию на предметы внешней действительности предшествует (сопровождает его или осуществляется с целью удержания захваченных предметов) действие, суть которого состоит в физическом или психическом (не опасном для жизни и здоровья) воздействии на личность человека (потерпевшего). Оно может выражаться в форме угрожающих слов, жестов, телодвижений (например, при угрозе), толчков, ударов, лишение свободы потерпевшего и т.д. Угроза насилием, даже таким его видом, как убийство, всегда рассматривается как простой разбой (если при этом отсутствуют какие-либо квалифицирующие разбой признаки, например применение оружия).
Угроза при разбойном нападении представляет собой запугивание потерпевшего немедленным применением опасного насилия, подавлением его воли, принуждение к бездействию и является реальной, то есть содержит в себе действительную опасность. Только такая угроза по степени интенсивности воздействия на потерпевшего способна запугать и вынудить его к выполнению требований нападающего лица. Однако при решении вопроса о реальности угрозы нельзя не учитывать и того, как сам нападающий оценивает ее способность сломить волю потерпевшего к сопротивлению. Практически не имеет значения, имел ли виновный действительные намерения и возможность привести угрозу в исполнение. Поэтому угроза даже фиктивным оружием (например, макетом пистолета) должна признаваться реальной, если потерпевший не подозревает о ее фиктивности, а сам нападающий рассчитывает, что подвергшийся нападению не сумеет или не сможет определить непригодность предмета, имитирующего оружие, для фактического насилия.
Угроза должна быть наличной, создающей опасность немедленного применения насилия. Угроза применить насилие не немедленно, во время и на месте нападения, а в будущем образует признак не разбоя, а вымогательства.
До сознания потерпевшего угроза немедленным применением насилия может быть доведена самыми различными способами: словесно, жестами, демонстрацией оружия; она может быть внушена ему и самой обстановкой совершенного нападения. Однако независимо от способа ее выражения угроза должна быть такой, которая даст понять лицу, подвергшемуся нападению, что ему грозит немедленная и неминуемая расправа, если он не подчинится требованиям нападающего и попытается воспрепятствовать завладению имуществом.
Будучи средством завладения чужим имуществом, как физическое насилие, так и угроза его применения могут быть адресованы и близким собственнику лицами: его родственникам, членам семьи и др. Угроза, например, расправиться с ребенком потерпевшей способна оказать на нее не меньшее, если не большее воздействие. Чем угроза применить насилие к ней самой. Но угроза, адресованная не самому потерпевшему, а близким ему лицам, образует признак разбоя при условии, что может быть реализована немедленно и здесь же, на месте совершения нападения.
Применение насилия в отношении преследователей для избежания задержания не может рассматриваться как признак разбоя, т.к. в этом случае насилие не является средством завладения имуществом или удержания его в своем незаконном обладании. Такое насилие должно быть квалифицировано как самостоятельное преступление против личности наряду с совершенной ранее кражей или ненасильственным грабежом.
Насилие, примененное виновным к потерпевшему уже после того, как похититель убедился в отсутствии у него ценностей, так сказать “в отместку”, также не образует средства завладения имуществом, будучи актом насилия из мести, требующей самостоятельной квалификации.
Не является признаком разбоя и насилие, примененное не как средство завладения имуществом, а совершенное на почве мести, из хулиганских побуждений, с целью сокрытия преступления и его следов и т.п., если даже у лица, подвергшемуся насилию, похищается имущество. Подобные действия должны квалифицироваться как соответствующее преступление против личности и по совокупности как кража или грабеж.
Особенностью грабежа является то, что он относится к числу преступлений с материальным составом, считающихся оконченными при условии причинения реального ущерба объекту посягательства. Грабеж следует считать оконченным при условии, когда чужое имущество не только открыто изъято из владения потерпевшего, но и перешло в фактическое обладание похитителя (объективный показатель), полагающего свои действия, завершенными и получившего основание считать себя владельцем похищенного (субъективный показатель). В то время как разбой считается оконченным с момента совершения нападения, даже если при этом виновный не смог завладеть имуществом. С учетом повышенной общественной опасности и в целях усиления охраны личности законодатель конструирует состав разбоя как усеченный.
С субъективной стороны грабеж и разбой, всегда предполагают наличие у виновного корыстной и цели прямого умысла, направленного на преступное завладение чужим имуществом с корыстной целью. В отличие от грабежа, преступник при разбое сознательно избирает насильственный способ изъятия имущества, который сам по себе образует посягательство на другой непосредственный объект – здоровье человека. Причем, в качестве квалифицирующих признаков ч.2 ст.162 УК указывает совершение разбоя:
группой лиц по предварительному сговору;
с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
В соответствии с действующим законодательством субъектом грабежа, как и разбоя, может быть только физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.