Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия_ответы_маг фл.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.64 Mб
Скачать

III. Научные знания на Арабском Востоке в Средние века

На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических и медицинских знаний.

  1. Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Астроном аль-Баттани составил таблицы тригонометрических функций и ввёл понятие «синус».

  2. Улугбек, среднеазиатский учёный и государственный деятель, изложил в своём главном труде «Новые астрономические таблицы» теоретические основы астрономии, указал положение 1018 звёзд, привёл таблицы движения планет, отличавшиеся высокой точностью.

  3. Омар Хайям систематически изложил в алгебре решение уравнений до третьей степени включительно; им было расширено понятие числа (были введены положительные иррациональные числа). Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря он предложил солнечный календарь и усовершенствовал его.

  4. Физик аль-Хайсам аль-Газен написал труд по оптике, оказавший впоследствии влияние на Кеплера; этот труд не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.

  5. Немало было и учёных-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них – среднеазиатский учёный аль-Бируни, в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и др. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке аль-Бируни сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путём.

  6. Через Мухаммеда ибн Мусса ал-Хорезми, автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями, европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами выполнения четырёх действий над числами, записанными по этой системе. От алгебраического приёма «Ал-джебр» идёт название такого раздела математики, как алгебра.

  7. Аль-Фараби первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной степени развил логическое наследие Аристотеля. Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику), написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.

В XV в. начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания и математики переносится в Западную Европу.

5. Классическая наука

Мир замкнут, конечен и однороден. Он принципиально познаваем. Все причинно-следственные связи находятся вне предмета, он пассивен.

Классическая наука освобождает всё от предзаданной Богом цели существования. Изначально цель существования не дана, её надо выявить.

Цель познания – истина. Истина – соответствие научного знания фактам действительности. (То есть: если мы можем объяснить движение автомобиля законами Ньютона, то эти законы истинны.) Объективны эмпирические методы: наблюдение, эксперимент. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требование воспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не зависит от того, кто его получил.

Научное знание – это знание, нацеленное на поиск истины. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат... Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления.

Основания классической науки

  • Причинно-следственный автоматизм

Если есть причина, то обязательно будут следствия. При этом следствия предсказуемы и исчислимы.

  • Аналитизм

Выделение мельчайших, простейших структурных элементов анализа. Аналитическая реконструкция плана, последовательности, структуры вещей.

  • Геометризм

Всякое явление рассматривается не только в мельчайших структурных единицах, но и в совокупности пространственных измерений.

Пространство однородно, исчислимо и бесконечно. Выделяются разные типы пространства (например, жидкая среда, газообразная среда, твёрдая среда).

  • Фундаментализм

Научное высказывание будет тем достоверней, чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась исключить субъекта из контекста внутринаучных построений.

Допущение предельно общих и предельно абстрактных основоположений, из которых эксплицируются производные единицы знания.

Задаётся вся аксиоматика.

  • Финализм

Стремление к завершённости знания, созданию целостной картины мира и достижению абсолютной истины в описании этой картины мира.

  • Механицизм

Знание складывается по кусочкам; целое – сумма частей.

Мир – машина. Человек – машина.

  • Динамизм

Изучение движения через фрагментацию процесса. При анализе исключаются случайности и неопределённости.

Указанные критерии представляют собой систему ограничений, чрезвычайно тесно связанных друг с другом, в некотором смысле, тавтологичных. Стоит отказаться от одного, как окажутся невыполнимыми все остальные. Система требований, предъявляемых к знанию, тестируемому на научность, далеко не случайна, а обусловлена той социокультурной ситуацией, в которой формировалась классическая наука.

Наука XVII в. как социальное явление – это прежде всего средство стабилизации общества. В античности действовали традиции, социальный порядок в Средневековье поддерживался церковью, благодаря авторитету и традициям. Социальная ситуация Нового времени, характеризуемая расколом церкви, критикой авторитетов, нуждалась в новой опоре, как средстве ориентации в мире. Эту функцию выполнило объективное знание. Наука, ориентированная на отражение объекта, на добывание объективной истины, должна была стремиться к освобождению от субъективности.

Творцы новоевропейской науки Г. Галилей, И. Кеплер, Ф. Бэкон, Р. Декарт учились и учили новой истине, получить которую возможно, прислушиваясь не к Слову Божьему, а из эксперимента или теоретической деятельности самого познающего субъекта. При этом важно, что субъект познавательной деятельности не отмечен никаким особым знаком, это не личность, не индивидуальность, это просто субъект рациональной деятельности, характеризуемый универсальным свойством – способностью мышления.

Классическая наука даёт особые представления о самодостаточной, детерминированной естественными природными законами и силами природе. Вся жизнь природы может быть описана математическими методами.

Соединяется умозрительное знание (логика, математика) и прикладное научное знание. Наука становится теорией и ремеслом одновременно.

Наука получает свою дисциплинарную организованность.

Утверждается гипотетико-дедуктивная методология познания: идея –> гипотеза –> доказательство. Рождаются основные процедуры и методы доказательства.

Заложены основы более сложных научных институтов: академии наук, научные журналы, научные книгоиздания, публичные научные музеи (Британский…, Кунсткамера).

Наука становится самоуправляемым научным институтом с разнообразными социально-общественными функциями (вплоть до цензуры). Возникает профессиональное научное сообщество (связи с иностранными учёными). Формируется единое интеллектуальное пространство.

Наука, становление которой началось в XVI в., к XIX столетию сформировалась в целостную систему знания, названную позитивным знанием, которое было призвано объяснить устройство наблюдаемого мира и соответствовало ряду требований, отличающих научное знание. Считалось, что законы природы неизменны, и неуклонный прогресс науки позволяет достигать все более точного объяснения явлений как они "есть на самом деле". Картина природы, созданная отдельными научными дисциплинами, напоминало пестрое лоскутное одеяло, и наука не могла ответить на многие насущные проблемы, волновавшие человека, не давала представления о мире как целостности, не могла объяснить, как из неживого возникает живое. В то же время, удалось добиться большой точности в измерении механических процессов, изучаемых физикой. Их теоретическое описание, степень математизациии знания вселяли оптимизм. К концу XIX в. ученые, особенно физики, разделяли уверенность, что наука подобна книге, близкой к завершению.