В сложившихся условиях необходим жесткий, строго организованный и системный подход с целью выработки решений, касающихся организации предоставления Д(В)МП в федеральных специализированных учреждениях здравоохранения. Вместе с тем, за двенадцатилетнюю свою историю, отечественная нормативная правовая база высоких медицинских технологий, основные объемы которых финансируются государством и оказываются в государственных учреждениях здравоохранения, из четырех основополагающих для правового нормирования гарантированной дорогостоящей медицинской помощи вопросов: кто, что, кому и как должен оказывать, по сути, содержит исчерпывающий ответ лишь на один: кто должен обеспечивать предоставление Д(В)МП (перечень учреждений). Перечень видов Д(В)МП, содержащийся в соответствующих приказах Минздрава и РАМН, не отвечает на вопрос - "что", так как отсутствуют утвержденные в установленном порядке клинические протоколы оказания Д(В)МП. Фактически оказалось также, что механизм получения права на безвозмездное предоставление дорогостоящих (высокотехнологичных) медицинских услуг до настоящего времени не имеет четкого определения.

Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что выделение дорогостоящей медицинской помощи в отдельный вид медицинской помощи было связано в первую очередь с проблемами финансового обеспечения федеральных медицинских учреждений в 90-х годах прошлого столетия, которые по настоящее время являются основными производителями высокотехнологичных видов диагностики и лечения в стране.

Совершенно очевидно, что существует насущная потребность в определении понятия "высокотехнологичная, дорогостоящая медицинская помощь", а также других терминов, используемых при организации данного вида медицинской помощи. Это связано, в том числе, с проблемами увязки государственных обязательств по оказанию бесплатной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, с размером бюджетов здравоохранения.

Ни одно государство мира до сих пор не отказалось от своих обязательств играть ведущую роль в финансировании и регулировании дорогостоящих медицинских услуг. Это обуславливает необходимость достижения равновесия между интересами общества в целом (социальной справедливостью в доступности медицинской помощи), государства (экономической эффективностью функционирования системы здравоохранения) и медицинских учреждений (в т.ч. научного и практического сообщества медицинских работников).

В условиях российского здравоохранения существующая нормативная правовая база, регулирующая процессы оказания Д(В)МП нуждается в модернизации и, прежде всего, в части: разработки глоссария терминов, определения контингентов больных, уточнения предмета финансирования, развития системы учета результатов, прежде всего в направлении автоматизации накопления и персонификации соответствующих данных, а также установления государственного заказа, однозначно определяющего объемы и состав данной медицинской помощи, которую должны оказать государственные федеральные медицинские учреждения в счет своего бюджетного финансирования. Кроме того, в процессе совершенствования нормативно-правовой базы необходимо будет: разработать принципы составления перечня услуг, подлежащих государственному финансированию с концентрацией ресурсов на обеспечение услуг, которые доказали свою эффективность; разработать принципы создания и использования "листов ожидания" для регулирования доступа к этим услугам пациентов, жизнь которых находится под угрозой; разработать механизм соучастия пациентов в расходах или принципов оплаты услуг низкой степени приоритетности; разработать практические руководства для врачей и региональных служб здравоохранения с целью обеспечения их необходимой информацией, а также нормативно закрепить следующий глоссарий:

Федеральное специализированное медицинское учреждение - государственное медицинское учреждение, подведомственное Росздраву или Российской академии медицинских наук, имеющее лицензию на осуществление медицинской деятельности и включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.04 г. N 872 "О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля".

Дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи - специализированные стационарные виды лечебных и диагностических медицинских услуг, выполняемые с использованием сложных и (или) уникальных медицинских технологий, основывающихся на современных достижениях науки и техники, требующих также значительных финансовых затрат. Перечень видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи ежегодно пересматривается и утверждается в установленном порядке.

Единица учета объема дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи - медицинская услуга в соответствии с перечнем видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи. Может являться либо составной частью медицинской технологии, либо иметь самостоятельное законченное лечебное и (или) диагностическое значение.

Больной, пролеченный с применением дорогостоящих (высокотехнологичных) видов диагностики и лечения - пациент, выбывший из стационара после достижения конечного результата госпитализации (выздоровление, улучшение, без перемен, ухудшение, умер), в течение срока которой больному выполнена одна (или более) медицинская услуга, содержащаяся в перечне видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи.

Квота дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи - одна единица учета объема дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи.

Квотирование дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи - ежегодное установление предельного планового числа медицинских услуг в соответствии с "Перечнем видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи, предоставляемой в федеральных специализированных медицинских учреждениях, подведомственных Росздраву и РАМН, за счет средств федерального бюджета", которое может быть оказано в каждом федеральном специализированном медицинском учреждении для населения каждого из субъектов Российской Федерации.

В.А. Солодкий

И.Н. Ступаков

В.И. Перхов

И.В. Самородская

"Менеджер здравоохранения", N 1, январь 2006 г.

Соседние файлы в папке Дополнительная литература