
- •16.Возникновение идеи культуры в античности
- •19. Психоаналитическая трактовка культуры Фрейда. Юнг: архитип, типология культуры, концепция культурного диалога. Идея культуры в неофрейдизме.
- •Воззрения к. Юнга на вопросы культуры в целом
- •III. Концепция культуры Карла Юнга
- •20. Культурологическая концепция Вебера. Вебер как оппонент Маркса.
- •21. Теория культуры Тайлора и идеи эволюционизма.
- •22. Концепция культурно-исторических типов Данилевского. Хар-ка локальных цивилизаций по видам социокультурной деятельности , законы их развития. Будущее славянской культуры.
- •23. Концепции культурно-исторической цикличности. Шпенглер о морфологии мировой истории. «Душа» культуры. Культура и цивилизация.
- •24. . Концепции культурно-исторической цикличности. Тойнби о постижении мировой истории и культуры: концепция «Вызова и ответа». Этапы динамики цивилизации. Роль духовной элиты.
- •25. Концепция культурно-исторических типов. Типология культур Сорокина. Ценности как основа типологии культур. Энергия любви как основа творчества.
- •26. Концепция «осевого времени» Ясперса. («Истоки истории и ее цель»)
- •27. Игровая концепция культуры в трудах Хейзинги.
- •28. Концепция массовой культуры Ортега и Госсета. Обоснование деления человечества на «избранное и меньшинство» и массы.
22. Концепция культурно-исторических типов Данилевского. Хар-ка локальных цивилизаций по видам социокультурной деятельности , законы их развития. Будущее славянской культуры.
Книга Данилевского «Россия и Европа» оказала влияние на немецкого философа Шпенглера, основной труд которого «Закат Европы». Вслед за Данилевским Шпенглер утверждает, что никакой общей истории не существует, история многозначна. Под культурой Шпенглер понимает единство экономической, политической, религиозной и художественной жизни народов, т.е. сложный организм. В основе каждой культуры лежит общественный идеал, который понятен лишь человеку данной культуры. Шпенглер выделяет 8 культур (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя). Вслед за Данилевским Шпенглер считает, что развитие культуры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой культуры укладывается в один и тот же интервал – тысячелетие. Фазу упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Он выступает против европоцентризма, считает, что античный мир и Западная Европа не занимают привилегированное положение по сравнению с восточной культурой; эти миры равноценны. Шпенглер - противник социализма, социального, выдвигает традиции дворянства и духовенства.
Николай Данилевский, известный социолог и общественный деятель, по праву считается первым отечественным культурологом, оказавшим значительное воздействие на развитие культурологической мысли 20 в. С полным основанием его считают предшественником О. Шпенглера и А. Тойнби, влияние его главного труда "Россия и Европа" безусловно прослеживается в творчестве указанных культурологов.
Данилевский был последователем "органической теории", суть которой - в перенесении законов развития природы на социальную действительность. По аналогии с биологической морфологией он пришел к осмыслению культурно-исторического типа. (Отсюда его понимание генезиса цивилизации как периодов рождения, расцвета и упадка, уподобление культур " многолетним одноплодным растениям").
По мнению Данилевского, единой истории человечества, однолинейного культурного развития не существует, культуры носят обособленный характер. ("Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота") *.
Главная идея культурологической концепции Данилевского - эта идея о локальных культурно-исторических типах, соответствующих типам цивилизаций. Всю совокупность прошлых и ныне существующих культур он сводит к десяти типам : 1). египетский, 2). китайский, 3). ассирийско-вавилонофиникийский или древносимитский, 4) индийский, 5). иранский, 6) еврейский, 7). греческий, 8) римский, 9) новосимитский или аравийский,10) германо-романский или европейский. К этим типам, по мнению ученого, можно добавить еще два, исчезнувших в результате колонизации Южной Америки - мексиканский и перуанский.
Перечисленные цивилизации выступают у Данилевского как "положительные деятели в истории человечества" (заметим, не народ, стало быть, субъект истории, а созданная им развитая культура). Однако есть и "отрицательные деятели", оказывающие разрушительное воздействие на цивилизации, ("…есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество") *. Наряду с ними существуют племена, которые "потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам" являются только этнографическим материалом, входящим в культурно-исторические типы. Таковы, по мнению Данилевского, финны и многие другие.
Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять:
1) наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка,
2) политическая независимость,
3) выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт, не передаваемых по наследству и не воспринимаемых "в полной мере" другими цивилизациями),
4) разнообразие элементов, составляющих культурно-исторический тип, "когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств" *,
5) процесс развития культурно-исторических типов подобен "тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу" *. Иными словами, культурно-исторические типы развиваются от "этнографического состояния" через государственное к цивилизации.
Культурно-исторические типы могут иметь различные основания в соответствии с направленностью культурной деятельности человека. Данилевский выделяет первичные культуры (египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская, которые полностью не реализовали себя ни в одной из областей культуры); одноосновные культуры (еврейская, греческая и римская); еврейская проявила себя в религиозной сфере, греческая - в художественной, римская - в политической области; двухосновная ( германо-романская или европейская культура), имеющая ярко выраженный научный и индустриальный характер. Европейская культура, по мнению Данилевского, достаточно полно проявила себя в развитии науки и техники, но в меньшей степени, чем греческая, в искусстве. Незначительны, считает ученый, успехи этой культуры в экономических отношениях, носящих, по его словам, "феодальный характер".
Сейчас, убежден Данилевский, рождается четырехосновная культура. Последняя призвана реализовать себя в религиозной, культурной и политических сферах, а также в общественном устройстве. Данилевский верит, что будущее принадлежит именно этой культуре и такой культурой станет славянский культурно-исторический тип. Надежда его основана на особенностях славянского национального характера, особом типе духовности, стремлению к высшей духовности, а не к материальному благу. " Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырехосновным культурно-историческим типом. Особенно оригинальной чертой его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удовлетворение общественно- экономической задачи. Какое взаимное отношение займут в нем три прочие стороны культурной деятельности, которая сообщит ему преобладающую окраску, не будут ли они преемственно занимать эту главную роль? Какой, наконец, качественный характер примет собственно культурная деятельность, до сих пор наименее других сторон деятельности успевшая определиться, - этого, конечно, предвидеть невозможно" *.
Таковы в самой краткой форме основные культурологические идеи Н.Я. Данилевского, многие из которых не теряют своей актуальности и в наши дни.
Данилевский оптимистично оценивал будущее России и считал, что политическая революция, имеющая своей целью ограничение власти монарха или же его свержение, России не грозит. С введением порядка в вопросах престолонаследия и с освобождением крестьян от крепостной зависимости исчезли все причины, волновавшие в прежнее время народ, и не только революция, но даже "простой бунт, превосходящий размер прискорбного недоразумения" в России "сделался невозможным". Для того чтобы это произошло, нужно радикальное изменение нравственного характера русского народа и его мировоззрения, а подобные изменения, считал он происходят столетиями и предугадать их невозможно. Что касается причины популярности радикальных идей, то она, по мнению Данилевского, заключалась в стремлении походить на Европу, в "европейничании", которым "заражена" русская интеллигенция. Народ эти идеи не поддерживает, оставаясь верным идеалам православия и самодержавия…