
- •16.Возникновение идеи культуры в античности
- •19. Психоаналитическая трактовка культуры Фрейда. Юнг: архитип, типология культуры, концепция культурного диалога. Идея культуры в неофрейдизме.
- •Воззрения к. Юнга на вопросы культуры в целом
- •III. Концепция культуры Карла Юнга
- •20. Культурологическая концепция Вебера. Вебер как оппонент Маркса.
- •21. Теория культуры Тайлора и идеи эволюционизма.
- •22. Концепция культурно-исторических типов Данилевского. Хар-ка локальных цивилизаций по видам социокультурной деятельности , законы их развития. Будущее славянской культуры.
- •23. Концепции культурно-исторической цикличности. Шпенглер о морфологии мировой истории. «Душа» культуры. Культура и цивилизация.
- •24. . Концепции культурно-исторической цикличности. Тойнби о постижении мировой истории и культуры: концепция «Вызова и ответа». Этапы динамики цивилизации. Роль духовной элиты.
- •25. Концепция культурно-исторических типов. Типология культур Сорокина. Ценности как основа типологии культур. Энергия любви как основа творчества.
- •26. Концепция «осевого времени» Ясперса. («Истоки истории и ее цель»)
- •27. Игровая концепция культуры в трудах Хейзинги.
- •28. Концепция массовой культуры Ортега и Госсета. Обоснование деления человечества на «избранное и меньшинство» и массы.
27. Игровая концепция культуры в трудах Хейзинги.
Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у человека она стала осмысленным видом жизнедеятельности.
Человек играющий, по мнению Хейзинга, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий. Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец. Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.
Голландский культуролог Хейзинга создал оригинальную концепцию культуры, в основе которой - анализ значения игры в генезисе мировой культуры. В своей знаменитой работе "Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры" он пишет: " Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах "играется". Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра" *.
Игра находится не только у истоков возникновения искусства, считает Хейзинга, она выступает основанием всей культуры. Именно игра является критерием оценки разнородных феноменов культуры - права, науки, религии, философии.
Культуроформирующая функция игры вытекает из характера самой деятельности человека. Человек, по мнению Хейзинга, с начала своего рождения есть "существо играющее". В ходе преобразования материального мира человек в сознании "проигрывает" собственную деятельность. Огромна роль игры в зарождении поэзии, музыки, " поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой" *. Общественно- политические идеалы, по мнению Хейзинги, также связаны с игрой, поскольку в них всегда присутствует цель как воображаемая мечта, они нередко содержат утопические идеи. Таким образом, во всех многообразных культурных явлениях Хейзинга усматривает игровой элемент. (Анализируя культуру Возрождения, он указывает, что целые эпохи культуры "играют" в реализацию провозглашаемых целей).
Функция именно игры как основы культуры определяется Хейзингой спецификой самой игры. С его точки зрения, игре присущи следующие характеристики: во-первых, это свободная, "несерьезная" деятельность, во-вторых, она - фантазия, прямо не связанная с действительностью, в ней нет прагматической цели, игра находится вне будничной действительности, наконец, игра "играется" по правилам ( поэтому она учит человека следовать определенным нормам и в своей обыденной жизни, укрощать свои инстинкты).
Итак, культура, в понимании Хейзинги, первоначально возникает в форме игры, но по мере развития человеческой истории игровой элемент видоизменяется, игровая природа остается лишь в поэзии, праве, формах политической жизни. Ослабление игрового начала, по мнению голландского культуролога, началось в 18 в, когда возобладали прагматизм и рационализм.
С этого времени, считает Хейзинга, стал нарастать кризис культуры, который достиг своей наивысшей отметки в 20 веке. Современный человек уже не знает игру как культуросозидающую деятельность. Избыточное присутствие разного рода игр в индустрии развлечений массовой культуры, по мнению Хейзинги, как раз и является свидетельством утраты игры, как основы культуры. Ответа на вопрос, каковы же пути выхода современной культуры из кризиса голландский культуролог не дает. Хотя, исходя из его концепции культуры, выход из кризиса может быть один - усиление игрового элемента в культуре, осознание культурой себя как Игры.