4.Коса в свадебном обряде на Белгородчине
Рассматривая русскую косу в свадебном обряде на Белгородчине, я использовала рассказы своей бабушки, проживающей в селе БогатоеИвнянского района и местных жителей – бабушек, рассказывающих свои воспоминания и своих предков о свадебном обряде этих мест. Я узнала, что до замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или "косником" ("накосником"). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок. Русская незамужняя девушка плела одну косу. И, бывало, тихонько приговаривала: «расти коса до пояса, не вырони ни волоса».А в нашей деревне говорили ещё так «росты коса до пояса, от пояса до пят и щё на метрив пять», «расти косынька до пят, все волосоньки в ряд», «расти, коса, не путайся, дочка маму слушайся».
Очень интересно было узнать о том,что символизировала коса в изречении наших предков. Бабушки очень нежно и красноречиво говорили о косе, связывая с ней отдельные действия, и даже придавали ей особый характер: «грязная коса», «прийти за косой», «забрать косу», «пропивать косу».Меня очень взволновали и заинтересовали эти диалектические обороты и мне захотелось найти их трактование.Хорошим моим помощником стал Большой словарь русских поговорок В.М. Мокиенко и Т.Г. Никитина. Из этого словаря я узнала, что «вшивая коса», а в нашем местном диалекте «старая» рассматривалась пренебрежительно к женщине, не вышедшей замуж. «Ходить в косе» на Белгородчине означало для девушки быть невестой.
Достаточно интересными были изречения наших предков, непосредственно используемых в самом свадебном обряде. Так, накануне свадьбы, в доме невесты собирались многочисленные родственники с её стороны, и это «проговаривалось» как «пропивать косу». Моя бабушка говорила, что в её молодости было ещё такое выражение: «собирать подруг под косу» - это означало приглашение подруг в дом невесты на девичник. Коса была особым атрибутом свадебного обряда. «Красить косу» означало украшать волосы невесты. Часто в косу вплетали живые цветы, колосья зрелой пшеницы, что символизировало здоровье и красоту невесты.
Обряд выкупа невесты сопровождался одариванием родственников невесты подарками – «выкупить косу». Дарили подарки и самой невесте – это были предметы утвари, бельё, в зажиточных семьях невесту одаривали украшениями и нарядами. На нашей Белгородчине это называлось «класть на косу…». В Курской губернии, к которой относилась наша Белгородчина, широко использовался устаревший обряд приезда родственников жениха за приданым невесты накануне свадьбы – «приехать за косой». Докучливые зеваки с любопытством наблюдали, какое же приданое за свою дочь отдаёт глава семейства, не поскупился ли он? Накануне свадьбы, подружки невесты пелилиричные песни,нежно и бережно расчёсывали волосы, втирали в них ароматные масла и переплетали одну косу в две - «замыкали косу». Я думаю, что это выражение было связано с новым важным этапом в жизни девушки. Если до замужества она носила одну косу и не скрывала её для окружающих, она была символом чистоты и непорочности, то выйдя замуж, оназаплетала волосы уже в две косы и прятала их от посторонних глаз под женскими головными уборами. Этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой. Сам обряд расплетания косы невесты перед тем, как сделать ей причёску замужней женщины, назывался «отымать косу».Женская прическа была сделана в виде короны, косы укладывали вокруг головы, покрывали маленькой полотняной шапочкой (повойником). Замужние женщины заплетали две косы.Они не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах - только на своей половине, при муже. С той поры осталось выражение “опростоволосить”, то есть опозорить женщину. Самым простым и распространенным считали плетение в три плетешка — “русскую косу”, но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько плетешков. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой. Красоту русской косы воспевали знаменитые художники. Из всего многообразия картин я бы выделила следующие:«Девушка с косами портрет А.А.Добринской» Василия Сурикова,Пьер Огюст Ренуар – «Коса», «Лето в деревне» Шилова АлександраМаксовича,«Чарка меду» Маковского Константина, Корзухина Алексея Ивановича "Девушка, заплетающая косу"(Приложение 3). Я не знаю, кто являлся прообразами этих художественных шедевров, но эти образы, на мой взгляд, могли воспевать красоту девушек и нашей Белгородчины.
