
Вопрос 3
Индустриализация и коллективизация.
Важнейшей потребностью экономического развития страны стала модернизация экономики, которая предполагала техническое перевооружение всего народного хозяйства. На XIV съезде коммунистической партии в 1925 году был взят курс на индустриализацию страны, которая рассматривалась как форсированный процесс создания в СССР крупного машинного производства и переход на этой основе от аграрного к индустриальному обществу за счет снижения уровня жизни большинства населения, эксплуатации крестьян.
При выборе концепции индустриального развития возникли две альтернативы развития:
- «бухаринская» (продолжение НЭПа, сбалансированное развитие промышленности и сельского хозяйства) и
- «сталинская» (свертывание НЭПа, усиление роли государства в развитии экономики, ужесточение дисциплины, форсированное развитие тяжелой промышленности, использование деревни как поставщика средств и рабочей силы для нужд индустриализации).
Выбор сталинской альтернативы развития страны привел к форсированному социалистическому строительству. В целом курс на огосударствление экономики соответствовал мировым тенденциям конца 20-х – начала 30-х гг. С 1928 г. в практику вошло планирование развития экономики в расчете на пятилетки.
Выполнение заданий трех пятилетних планов (первый – 1928/29-1932/33 гг.; второй – 1933-1937 гг.; третий – 1937-1942 гг.) было прервано войной. Несмотря на невыполнение ряда завышенных плановых показателей, ценой неимоверного напряжения сил всего населения СССР удалось достичь экономической независимости от Запада. Рост промышленного производства в 30-е годы составил примерно 15 % в год. По производству валовой продукции в ряде отраслей промышленности СССР обогнал Германию, Великобританию, Францию или вплотную приблизился к ним, однако отставал от этих стран по производству продукции на душу населения. По общему объему промышленного производства страна вышла на первое место в Европе и на второе в мире. Были созданы новые отрасли промышленностиВ строй действующих было введено около 9 тыс. крупных промышленных предприятий Во второй половине 30-х годов Сталин заявил о превращении СССР из аграрной страны в индустриальную. Высокие темпы промышленного развития были достигнуты как за счет низкого стартового уровня, так и за счет тотального внедрения командных методов руководства экономикой, основанных на жестком централизованном управлении, детальном регламентировании заданий предприятиям, использовании бесплатного труда сотен тысяч репрессированных.
Составной частью социально-экономического развития страны в конце 20-х – 30-е годы стала коллективизация. После хлебозаготовительного кризиса 1927-1928 гг. государство взяло курс на сплошную коллективизацию.
В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставлявший колхозам льготы по получению в пользование земли, кредитованию и налогообложению. Ограничивалась аренда земли кулаками, запрещалось выделение на хутора зажиточных хозяйств. В помощь колхозам с ноября 1928 г. создавались государственные машинно-тракторные станции. Проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании новых колхозов.
В феврале 1930 г. был принят закон, определивший порядок ликвидации кулацких хозяйств. Кулацкими считались хозяйства, применявшие наемный труд и машины с механическим приводом, а также занимающиеся торговлей. В процессе раскулачивания были ликвидированы около 1 млн. хозяйств.
Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования вызвала серьезные трудности в развитии аграрного сектора. Вслед за урожайным 1930 г. зерновые районы Украины, Нижней Волги и Западной Сибири охватил неурожай. Зимой 1932–1933 гг. многие только что коллективизированные хозяйства охватил голод, от которого умерло, по разным данным, от 3 до 5 млн. человек. Таким образом, коллективизация – это политика советского руководства, направленная на массовое создание коллективных хозяйств (колхозов), которая проводилась форсированными темпами и сопровождалась ликвидацией единоличных хозяйств, применением насильственных методов и репрессий по отношению к крестьянству.
К концу второй пятилетки в колхозах находилось свыше 93 % от общего Аграрный сектор превратился в составную часть директивной экономики страны.