
- •Глава 8. Социологические теории информационного общества
- •8.1. Теория общества «третьей волны» Олвина Тоффлера
- •322 Н. Л. Полякова
- •324 Н. Л. Полякова
- •326 Н. Л. Полякова
- •8.2. Теория современного общества Франко Ферраротти
- •328 Н. Л. Полякова
- •330 Н. Л. Полякова
- •332 Н. Л. Полякова
- •334 Н. Л. Полякова
- •336 Н. Л. Полякова
- •338 Н. Л. Полякова
324 Н. Л. Полякова
тур. Централизованная иерархическая структура задерживает поток информации, неповоротлива, поэтому организация должна стать сетью ячеек, связь между которыми не является субординационной, а решения принимаются на основе принципа коллегиальности и широкого предварительного обсуждения. При такой структуре в управлении трудовой деятельностью на производстве достигается максимум демократии. Решающим становится человек, его способности, свободный график работы. Однако такая организация труда возможна только при условии, что компьютеры контролируют производственный процесс, так что делом людей становится управление и организация. Сетевая форма организации способствует появлению у работающих корпорационной идентичности, ориентированной н* выявление творческих возможностей работников.
Эффективному функционированию корпораций, достижению ими своих целей и повышению производительности труда способствует не столько формализация и рационализация управления, сколько допущение неформальных структур и видов практики, не предусмотренных и даже противоречащих формальной структуре. Более—тегву—сам» организационные структуры становятся более демократичными и децентрализованными. Существует три вида организационной структуры современных корпораций: 1) децентрализованная структура, соответствующая задаче как можно более быстрого завоевания рынка; 2) вертикальная структура, децентрализованная только в тенденции - в случае если стагнационные условия диктуют необходимость срочной консолидации, а также быстрой координации; 3) структура операциональных блоков, функционально автономных и взаимодействующих, когда для сохранения дохода на должном уровне необходимо разнообразить продукцию и работать со структурой, одновременно подвижной и координированной. Контроль при такой организации осуществляется посредством технологии, а не бюрократическими методами. Все это позволяет организации стать более подвижной, более чувствительной к внешнему контексту, т. е. стать адаптивной крппорацией.
Организационные процессы, характерные для современных
Гл. 8: Теории информационного общества 325
корпораций, создают возможность для подключения громадных масс работающих к управлению на производстве, формируют условия базовой демократии. Участие общественности в планировании становится ключевым с точки зрения его эффективности. Общественность и корпорация «нуждаются друг в друге». Совершенно необходимо переосмыслить принципы корпоративного планирования, ранее бывшего прерогативой администрации, и допустить в нем общественное участие.
Процесс дестандартизации и фрагментизации затрагивает также структуры политической власти. Наблюдается два противоположных процесса - фрагментизация власти в национальных границах и появление мультинациональных центров, преодолевающих национальные границы.
Важнейшим элементом этого процесса является возникновение нового регионализма - возрастает, например, роль локальной власти и уменьшается престиж федеральных властей. Все это влияет на поведение в сфере политики. Ключевым моментом для понимания процесса децентрализации политической власти является тот факт, что власть все менее делегируется сверху, она осуществляется на уровне локального, регионального действия. Общины и регионы претендуют на автономию. Эти «низовые» организации требуют права участия в принятии решений по вопросам экологии, образования, наркомании, преступности и т. п.
Высокоиерархизированные и централизованные институты испытывают кризис, социальная жизнь строится на основе принципов низового уровня. Децентрализация сопровождается созданием многих центров, и это означает рост возможностей и расширение выбора для индивида. Децентрализация позволяет решать многие проблемы на локальном уровне и в наибольшей степени способствует социальным изменениям.
Осуществляется переход от институциональной помощи к самопомощи. Существовавшие в течение десятилетий различные институты - правительство, система медицинского обслуживания, корпорации, образование - не оправдывают возлагаемых на них надежд, по причине чего появляются многочисленные инициативы и группы самопомощи в области медицины,