Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0259772_D212F_sevostyanov_d_a_risunok_kak_dvizh...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
11.53 Mб
Скачать

5. Высшие корковые уровни (группа е)

Хотя уровень D – чисто человеческое эволюционное приобретение, к тому же вовсе не исчерпавшее еще своих возможностей, очевидно, что не все высшие интеллектуальные двигательные акты могут быть обнаружены в нем. Обратимся снова к работам Н.А. Бернштейна: «В координационный уровень действий не попадают, например, символические или условные смысловые действия, к которым в первую очередь относятся не технически исполнительные, а ведущие в смысловом отношении координации речи и письма; двигательные цепи, объединяемые не предметом, а мнестической схемой, отвлеченным заданием или замыслом и т.д., например, художественное исполнение, музыкальное или хореографическое; движения, изображающие предметное действие при отсутствии реального объекта этого действия; предметные действия, для которых предмет является уже не непосредственным объектом, а вспомогательным средством для воспроизведения в нем или с его помощью абстрагированных, непредметных соотношений. Существование подобных движений и действий убедительно свидетельствует о наличии в инвентаре человеческих координаций одного или нескольких уровней, иерархически более высоких, нежели уровень D» [Бернштейн, С. 135].

Хотя разговор о символах впервые прозвучал применительно к уровню D, только теперь мы сталкиваемся с чисто символическим уровнем (или группой уровней). Дело в том, что под словом «символ» понимаются порой разные вещи. Чтобы двигаться дальше, нам придется вновь коснуться понятий символа и знака в изображении.

Чтобы граница между уровнем D и уровнями Е была более наглядна, обратимся к историко-литературному примеру. Если крестьянин решил зарезать ягненка для еды, то все его действия не поднимаются выше уровня D. Если же он собирается сделать это для праздничной трапезы, то ягненок из животного, предназначенного просто в пищу, превращается еще и в символ (например, символ благополучия на весь год). И тогда в действиях крестьянина мы обнаружим ведущий уровень Е, а уровень D станет фоном, поскольку физически все действия остаются теми же самыми. А вот ситуация, описанная в романе Лиона Фейхтвангера «Сыновья». В Иерусалимском храме священнослужители каждый день приносили ягненка в жертву своему невидимому богу, и конечно, имели несколько ягнят про запас. Это были, как мы уже знаем, действия уровня Е (раз жертва символична), а важнейший фон – уровень D (раз настоящее животное реально было зарезано, а затем сожжено). Но однажды римляне взяли город в осаду; в Иерусалиме воцарился голод. И тогда солдаты, оборонявшие город и храм, пришли к священникам и потребовали у них ягнят. Ягнята были отданы солдатам для еды. Но священнодействия в храме не прекратились. Священники закалывали теперь невидимого ягненка – и уже его приносили в жертву своему, тоже невидимому, божеству. Бог принимал и такую жертву. Действия священников в этом случае – сугубо символические. Ведущий уровень в них - Е, а уровень D теперь не представлен вовсе, раз вместо реальных действий свершается их символическая замена.

Теперь обратимся к рисунку.

Рисуя, человек создает изображение определенного топологического класса – это уровень D. Но это изображение может символизировать нечто – это будет уже работа уровня Е, а уровень D останется в роли важнейшего фона.

На рис. 44 видны два изображения. Оба они принадлежат к топологическому классу «человек» (т.е. в их создании принимал участие уровень D). Но рисунок, расположенный справа, кроме того, имеет, например, оскаленные зубы, что символизирует злобу и агрессию, возможно, оральную агрессию. Следовательно, это работа уровня Е. Впрочем, другие символические черты могут быть найдены и в левом, и в правом рисунке; мы об этом будем еще говорить ниже.

Рис. 44. Два изображения топологического класса «человек»; правый рисунок символизирует агрессию.

Таким образом, выстраивается «лестница», состоящая из пяти уровней (Рис. 32) (на самом деле их больше, поскольку метрический и символический уровни, по мнению Н.А. Бернштейна, не является едиными). Но полностью ли нас удовлетворяет такое иерархическое деление моторики при создании рисунка (и в других случаях) – об этом речь впереди.

Как отмечал Н.А. Бернштейн, человек, не умеющий рисовать, выполняет примитивные рисунки, относящиеся к тому или иному топологическому классу (уровень D); такую работу он относил к действиям со сравнительно малым участием технических фонов (высших автоматизмов)[Бернштейн, С. 134]. Но грань между «неумением» и «умением» очень зыбкая.

Согласно представлениям Н.А. Бернштейна, уровень Е не является единым: в нем можно различить подуровни Е1, Е2, Е3. Определим, каковы границы между этими подуровнями, и что эти подуровни собой представляют.

Подуровни эти подчиняются тем же закономерностям, которые свойственны нижележащим УМК, а именно:

  1. Чем ниже расположен УМП, тем у большего количества живых существ он получает развитие. Чем выше расположен УМП, тем меньше встречается его представительство в моторике. Так, уровень D свойствен только людям и не свойствен животному миру.

  2. Развитие живых существ определяется наличием у них высших УМП. Человек – самое высокоразвитое существо, поскольку у него получили развитие уровни D и Е.

  3. Высокоразвитое существо, имеющее в активе высшие УМП, отстает от других живых существ по развитию низших УМП. Так, человек никогда не сравнится с большинством зверей и птиц по развитию уровня С. Он отстает от первичных хордовых по умению извиваться всем туловищем, которое обеспечивает уровень А.

Рассмотрим теперь те реальные соотношения, в которые вступают УПМ при рисовании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]