Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия Завьялов Б.М.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.23 Mб
Скачать

2.3. Основные понятия философии ф. Ницше

Анализируя философию Ницше, мы остановимся на четырех вопросах. Во-первых, это то представление о месте философии и философа в культуре и познании, которое мы находим у Ницше. Во-вторых, нам нужно будет остановиться на основных понятиях философии Ницше, попытаться определить главный их смысл. В-третьих, мы обратиться к тому, что связано с оценкой Ницше в качестве нигилиста. В-четвертых, следует определить суть проекта переоценки всех ценностей и утверждения новых ценностей, которые провозглашаются в ницшевской философии.

Итак, каковы представления Ницше о месте философии и философа в культуре и познании? Пожалуй, наиболее отчетливо и радикально именно с Ницше начинается критика классической европейской метафизики, которая, в конечном счете, привела к провозглашению в западной философии XX века «конца метафизики». Хотя, конечно, нельзя забывать в этой критике метафизики и такие имена как Л. Фейербах и К. Маркс, С. Кьеркегор, О. Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль, А. Шопенгауэр и другие.

Итак, Ницше наиболее ярко, наиболее радикально осуществляет критику классической европейской метафизики. Ницше считает метафизику ничем иным как вырождением философии. А поскольку корни метафизики связаны с Сократом и Платоном, то это, по мнению Ницше, и было первым шагом вырождения живой философской мысли. Искажение смысла философии, связано с тем, что она оторвалась от жизни. То первоначальное органичное единство философии и жизни, которое, как считает Ницше, обнаруживается в досократовской философии, было разорвано прежде всего усилиями Сократа и поэтому Ницше во многих своих произведениях дает негативную, жесткую оценку его философии, а также философии Платона, в который конструируется особый умозрительный мир. Шаг, осуществленный Сократом и Платоном, привел к противопоставлению философии жизни. Более того, философия превратилась в форму насилия над жизнью. Философия и философы стали диктовать жизни, какой ей следует быть. Таким образом, философ узурпировал право на истину, считая, что он дает подлинное объяснение жизни. И тем самым как раз определяет, как, в каком направлении двигаться этой жизни, каковой она должна быть, чтобы соединиться с истиной. Философ возомнил себя ученым или мудрецом. На самом же деле, как считает Ницше, функция философии совсем не в объяснении, совсем не в провозглашении истины. А функция философа состоит лишь в оценке и толковании. Оценка и толкование – вот то, чем должен, по мысли Ницше, заниматься философ. И эта оценка и толкование как главная функция философа требует совершенно иного стиля. Это стиль не философского трактата, это стиль афоризма, стиль стиха.

Философ – это, по Ницше, скорее физиолог и врачеватель, чем метафизик. Философ – это, по Ницше, скорее поэт, чем академический профессор. Ницше считал, что подлинная философия не принадлежит вечности, она совершенно неправомерно присвоила себе задачу говорить от имени вечности, от имени вечной истины. Философии, как считает Ницше, следует быть несвоевременной. Постоянно несвоевременной. Что это означает? Это означает, что критическое отношение к существующему, критическое отношение к существующим ценностям, понятиям, стилям и способам мышления – это неизбывная функция философа, его деятельности, философии в целом. Отсюда проистекает тот критический настрой, который пронизывает всю философию Ницше. Исходя из этого подхода в трактовке функции философа и философии, Ницше отказывается от классических метафизических понятий. И тут мы подходим к нашему второму вопросу.

Какие же понятия являются в философии Ницше ключевыми? Еще раз заметим, что, говоря о философских понятиях у Ницше, мы не должны иметь в виду тот классический образ философского понятия, сложившийся в европейской философии, начиная с Платона, а в большей степени, конечно, с Аристотеля и вплоть до XIX века. Философские понятия или то, что можно считать понятиями у Ницше - знаки, некоторые указания. Ницше в этом смысле семиотичен и таким образом задает совершенно новую традицию философского дискурса, то есть философской речи, обсуждения. Одним из ключевых понятий Ницше становится понятие становления. Для него – это процесс, в котором нет заданной цели, по вектору которой осуществляется изменение или преобразование. Это процесс, который также не имеет некого изначального единства или общего истока. В этом смысле становление, о котором говорит Ницше, скорее напоминает движение огненного потока, гераклитовское циклическое становление, чем поступательное, саморазвертывающееся, законосообразное, стремящееся к конечной целостности становление в философии Гегеля. Ницше делает акцент не на единство, не на единое - понятие, которое было характерно для классической метафизики,- а на многообразие. В этой связи позицию Ницше следует рассматривать как перспективизм. Возможны разные ракурсы, разные срезы, через которые раскрывает себя, через которые постигается поток становления. Именно благодаря такой трактовке, то есть благодаря такому переходу от понятия бытия к обозначению некого становящегося потока, к обозначению не единства, а многообразия и разнообразия перспектив, в философии Ницше появляется в качестве ключевых понятие жизни.

Жизнь как единый процесс, соединяющий в себя бесконечное становление и бесконечное многообразие. Символом жизни становится образ греческого бога Диониса (бога рождений и радости жизни). Именно дионисийский символ и выдвигает Ницше в своей работе «Рождение трагедии из духа музыки», противопоставляя его образу другого древнегреческого бога – Аполлона, как бога искусств, бога ремесел, бога рационального порядка. Ницше считает, что как раз забвение дионисийского начала и стало тем шагом, который привел к забвению традиционного греческого мышления, органично соединяющего в себе дионисийское и аполлоновское начала. И отрыв одного от другого послужил началом становления и европейской морали, и европейского христианства, и европейской метафизики, и европейской рациональности.

Другое понятие, вытекающее из такой трактовки жизни как процесса вечного становления, вечного утверждения многообразия, является понятие воли к власти. Здесь следует сказать, что воля к власти для Ницше отнюдь не исчерпывается господством и подчинением. Воля к власти по Ницше – это взаимодействие двух сил: силы реактивной и силы продуктивной, причем главной является сила продуктивная. Согласно Ницше, реактивные силы – это силы ограничения. Продуктивные силы – это силы утверждения. Реактивные силы – ограничивают другое, а продуктивные силы – утверждают иное. Таким образом, воля к власти – это утверждение продуктивной силы жизни.

Следующее понятие, которое необходимо разъяснить – это сверхчеловек. По немецки это звучит так: «Uber mensch». «Uber» – преодоление, превосхождение. Это человек, преодолевающий самого себя. Этот перевод снимает некоторые акценты, которые связаны с традиционным переводом этого слова, как «сверхчеловек». Это не идеал человека, это не его высший конечный пункт. Это скорее путь, который обозначает бесконечное преодоление, бесконечное превосхождение и тем самым выражает или обозначает человеческое как становящееся, вечный переход к иному. По мнению Ж. Делеза, сверхчеловек у Ницше есть ничто иное, как указание на необходимость освобождения в человеке жизни, поскольку он сам является ее тюремщиком.

С понятием сверхчеловека связано и понятие «вечного возвращения». Идея вечного возвращения, как об этом свидетельствует биография Ницше, появляется в его творчестве где-то в начале 80-х годов. Вечное возвращение – это то, что позволяет оставаться на точке зрения становления, бесконечного становления, которое осуществляется без заданной цели, без исходного начала, без какого-то предположения о высшем единстве. Становление в данном случае может быть принято, по мысли Ницше, только в том случае, если бы на каждом этапе становления или точнее в каждое мгновение становления что-то устанавливалось и всегда одно и тоже. Что же это за одно и то же? Это утверждение продуктивной силы, утверждение воли к иному, утверждение жизни как способности быть другим, утверждение человеческого, как бесконечного превосхождения.

Если иметь в виду эти наиболее важные понятия философии Ницше, то становится понятным и то, что может быть названо «сверхнигилизмом» Ницше. Ницше упрекают в нигилизме, но на самом деле, как он писал, его позиция – это позиция сверхнигилизма. Сверхнигилизм – это отрицание нигилизма, это преодоление нигилизма, который, по мысли Ницше победно шествует по Европе. Нигилизм, по Ницше, ведет к двум очень важным последствиям: во-первых, это «смерть Бога» и, как вытекающее из нее, – «смерть человека». В отношении смерти бога следует сказать о том, что мы в произведениях Ницше, начиная с работы «Так говорил Заратустра», многократно встречаемся с этим словосочетанием. «Смерть человека» у Ницше не провозглашается, но она, по сути дела, вытекает из «смерти Бога», которую следует понимать не как выражение позиции атеизма, не как отрицание веры в Бога, а как истощение всех ценностей, на которых строилась, на которых развивалась европейская культура. Тогда становится понятным, что «смерть человека» - это отказ от традиционных определений человеческого, их превосхождение как путь к иному.