Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2018[1].doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.11 Mб
Скачать

К вопросу о правовом регулировании патронажа

В прошедшем 2008 г. законодательство об опеке и попечительстве претерпело серьезные изменения. Это связано с принятием и вступлением в силу с 1 сентября 2008 г. Федерального закона РФ «Об опеке и попечительстве»1 и Федерального закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»2. Проведенная реформа затронула не только собственно институт опеки и попечительства, но и институт патронажа, о котором далее пойдет речь.

Порядок и условия установления, осуществления и прекращения патронажа регулируются ст. 41 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). В связи со вступлением в силу выше указанных законов в настоящее время данная статья действует в новой редакции. Однако следует согласиться с мнением1 о том, что, несмотря на законодательные новеллы в регулировании патронажных отношений, оно все еще не совершенно.

Прежде всего, следует отметить, что теперь патронаж рассматривается как самостоятельный гражданско-правовой институт, о чем свидетельствует исключение из п. 1 ст. 41 ГК РФ указания на то, что над совершеннолетними дееспособными гражданами может быть установлено «попечительство в форме патронажа». Подобный подход к пониманию патронажа неоднократно подвергался критике. И с этим следует согласиться, поскольку представляется не допустимым проводить какие-либо параллели между данными формами правовой заботы о гражданах, которые отличны друг от друга, как по целям установления, так и по содержанию. В частности, при патронаже речь идет о полностью дееспособных гражданах, нуждающихся не в восполнении их дееспособности, а только лишь в помощи, которая по своему характеру может быть весьма разнообразной: разовой или систематической, касаться мелких или только крупных сделок. Право определять какой должна быть эта помощь целиком и полностью принадлежит лицу, находящемуся под патронажем2. Все это свидетельствует об исключительно добровольном характере представительства интересов патронируемого лица. Утверждение кандидатуры помощника органом опеки и попечительства также требует письменного согласия всех сторон патронажных отношений3.

В качестве субъектов патронажных отношений выступают: гражданин, нуждающийся в установлении над ним патронажа, помощник и орган опеки и попечительства.

К гражданам, имеющим право ходатайствовать об установлении над ними патронажа, предъявляется ряд требований. Так, данные лица должны быть совершеннолетними (достигшими 18 лет), полностью дееспособными (в отношении них не должно быть вступивших в законную силу решений суда о признании их недееспособными или ограниченно дееспособными). Основная же причина, в силу которой гражданин не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, на прямую зависит от его состояния здоровья. К сожалению, законодатель, редактируя ст. 41 ГК РФ, так и не уточнил, что понимается под «состоянием здоровья». Состояние здоровья человека включает в себя две составляющих – психическую и соматическую1. Невозможность лица в силу психического расстройства лично реализовывать свои права и интересы исключает возможность установления над ним патронажа, поскольку в этом случае речь идет о возможности ставить перед судом вопрос о признании его недееспособным. В случае положительного решения суда орган опеки и попечительства назначает ему опекуна. Следовательно, вопрос о патронаже может ставиться только тогда, когда гражданин страдает какими-либо соматическими заболеваниями. Следует учитывать, что степень поражения физического здоровья человека, перенесшего те или иные заболевания данной группы, может быть различна, а значит необходимо четко определить те из них, при наличии которых можно просить об установлении патронажа.

В п. 1 ст. 41 ГК РФ, к сожалению, не упоминается о престарелых гражданах, которые иногда несколько по состоянию здоровья, сколько в силу своего преклонного возраста нуждаются в помощнике для совершения от их имени и в их интересах юридически значимых действий.

Представляется важным отметить, что за рамками правовой охраны остаются граждане, которые в силу перенесенных травм или заболеваний находятся в бессознательном состоянии (состоянии комы). В течение всего времени, пока лицо пребывает в таком положении, оно нуждается не только в квалифицированном медицинском уходе, но и защите своих личных и имущественных прав и интересов. Но даже близкие родственники не обладают правомочиями по представлению интересов такого гражданина. По этой причине необходимо расширить рамки, указав в ГК РФ и данную категорию граждан как нуждающихся в установлении патронажа. Понятно, что в данном случае будет нарушен принцип добровольности, поскольку гражданин, находясь в бессознательном состоянии, не способен дать согласие на назначение помощника или, напротив, отказаться от его услуг. Но данное обстоятельство теряет свое значение по причине исключительности (чрезвычайности) сложившейся ситуации и характеру преследуемых целей, а значит установление патронажа вполне обоснованно и оправданно. В качестве инициаторов установления патронажа могли бы выступать: близкие родственники лица, находящегося в коматозном состоянии, и орган опеки и попечительства. Представляется вполне справедливым ставить вопрос о введении института профессиональных помощников. Услуги таких помощников могли бы быть полезными в различных случаях, например, когда орган опеки и попечительства или сам гражданин, имеющий потребность в патронаже, не могут найти то лицо, которое бы согласилось стать помощников, а также и в ситуации, описанной выше.

Орган опеки и попечительства не вправе отказать гражданину в установлении над ним патронажа по причине наличия у него детей, внуков или родителей, которые обязаны о нем заботиться. Не называет ГК РФ в качестве условия реализации права на патронаж совместное проживание каких-либо родственников с гражданином, заинтересованном в установлении патронажа.

К кандидатуре помощника ГК РФ не предъявляет никаких особых требований. По-крайней мере ясно одно, что в роли помощника могут выступать только совершеннолетние и полностью дееспособные лица, поскольку основным их предназначением является совершение юридически значимых действий в пользу патронируемого гражданина. В качестве помощника может выступать как близкий родственник такого гражданина, так и иное лицо. В п. 2 ст. 41 ГК РФ появилось особое указание о том, что работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, не может быть назначен его помощником. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»1 под социальным обслуживанием понимается деятельность по удовлетворению потребностей определенных категорий граждан в социальных услугах. Право на социальное обслуживание имеют граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Согласно ст. 16 указанного закона одной из форм социального обслуживания является оказание социальных услуг на дому. К числу таких услуг относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

Таким образом, можно заключить, что социальные работники, а также патронажные сестры, оказывающие медицинскую помощь на дому, совершают в отношении граждан, достигших преклонного возраста, и инвалидов определенные действия, но они носят фактический, а не юридический характер. Условно говоря, «помощник на дому» оказывает хозяйственно-бытовую или медицинскую помощь и не вправе, например, представлять интересы своего подопечного в каких-либо государственных или муниципальных органах.

Наличие у гражданина помощника, оказывающего ему выше перечисленные социальные услуги, не исключает его права просить о назначении ему помощника для совершения юридически значимых действий (патронаж). Иными словами, граждане при определенных условиях, непосредственно зависящих от их состояния здоровья, могут рассчитывать на помощь одновременно двух помощников.

При этом рассматриваемое ограничение, указанное в п. 2 ст. 41 ГК РФ уже подверглось критике. По мнению Г.А. Магдесян, такой запрет не всегда оправдан, так как между гражданином, которому устанавливается патронаж, и лицом, осуществляющим его социальное обслуживание, нередко устанавливаются весьма доверительные отношения. Современный уровень подготовленности социальных работников также не дает оснований для того, чтобы сомневаться в их способности осуществлять защиту прав и интересов патронируемого лица. Во всяком случае, этот вопрос следовало бы решать индивидуально, рассматривая особенности каждого конкретного случая. С данной точкой зрения вполне можно согласиться.

ГК РФ не устанавливает каких-либо особых правил при решении вопроса о подборе кандидатуры помощника. Представляется, что такое лицо может быть предложено как самим гражданином, заинтересованным в установлении патронажа, так и органом опеки и попечительства. Если кандидатура исходит от органа опеки и попечительства, то заявитель должен ее одобрить. И в том и в другом случае помощник может быть назначен только с его согласия, выраженного в письменной форме, а также письменного согласия гражданина, над которым устанавливается патронаж.

При выборе кандидатуры помощника орган опеки и попечительства также должен обращать внимание на нравственный облик и его личные качества, учитывать характер взаимоотношений, сложившийся между предполагаемым помощником и лицом, нуждающимся в патронаже.

Еще одной обязательной стороной патронажных отношений является орган опеки и попечительства, на который п. 2 и п. 4 ст. 41 ГК РФ возлагаются определенные обязанности, которые можно разделить на две группы. Первая группа полномочий органа опеки и попечительства связана с подготовкой к установлению патронажа. Так, после получения от гражданина письменного заявления, в котором сформулирована просьба установить патронаж, орган опеки и попечительства обязан его зарегистрировать в журнале учета и регистрации таких заявлений, а затем провести обследование материально-бытового положения заявителя, по результатам которого составляется акт. На основании представленных заявителем документов (паспорт; выписка из финансового лицевого счета, либо выписка из домовой книги; медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья) и акта обследования принимается решение о целесообразности или нецелесообразности установления патронажа, которое облекается в форму заключения. При положительном ответе орган опеки и попечительства обязан назначить помощника в течение одного месяца со дня, когда данному органу стало известно о необходимости установления патронажа над гражданином1. Иными словами, в терминологии п. 2 ст. 41 ГК РФ данный срок начинает течь со дня выявления гражданина, нуждающегося в патронаже. Как отмечалось ранее, орган опеки и попечительства вправе предложить на рассмотрение заявителя кандидатуру помощника.

Наличие следующей группы полномочий обусловлено необходимостью осуществления контроля за деятельностью помощника. Из п. 4 ст. 41 ГК РФ вытекают следующие обязанности органа опеки и попечительства:

1) осуществлять надзор за исполнением помощником своих обязанностей;

2) извещать патронируемого гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора.

После вынесения органом опеки и попечительства специального акта об установлении патронажа, происходит оформление отношений между патронируемым и помощником посредством заключения между ними договора. Таковым может быть – договор поручения, договор доверительного управления имуществом либо иной договор.

Особого внимания заслуживает вопрос о прекращении патронажа. Так, п. 5 ст. 41 ГК РФ предусмотрено, что момент прекращения патронажа совпадает с моментом прекращения заключенного договора (договора поручения, доверительного управления имуществом или иного договора) по основаниям, вытекающим из закона или договора. К примеру, согласно ст. 977 ГК РФ договор поручения прекращается по следующим основаниям:

1) отмена поручения доверителем;

2) отказ поверенного;

3) смерть доверителя или поверенного, признание кого-либо из них недееспособным или безвестно отсутствующим.

Из этого следует, что орган опеки и попечительства при получении информации, указывающей на недобросовестность помощника, некачественность исполнения им принятых по договору обязательств, обязан лишь сообщить о таких фактах патронируемому лицу. И только он вправе решать вопрос о дальней судьбе заключенного договора. Соответственно, принятие каких-либо волевых административных решений в данном случае исключено.

Таким образом, под патронажем следует понимать самостоятельную форму правовой защиты имущественных прав и интересов совершеннолетнего, полностью дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья лично не может их осуществлять и защищать. Услуги по совершению юридически значимых действий оказываются помощником патронируемому лицу на основании заключенного между ними договора (договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора), который может быть возмездным или безвозмездным.

В.А. Цветков*