
- •Оглавление
- •Глава 1 местные органы власти и управления, должностные лица беларуси после вхождения в состав российской империи
- •Административно-территориальное деление
- •Высшие органы власти и управления
- •Местное управление и должностные лица
- •Глава 2 законодательство и судебная система беларуси после вхождения в состав российской империи
- •Изменения в законодательстве
- •Судебные органы
- •Список использованных источников
Глава 2 законодательство и судебная система беларуси после вхождения в состав российской империи
Изменения в законодательстве
В конце XVIII – первой трети XIX в. на территории Беларуси основным источником права оставался Статут 1588 г. До 1811 г. все государственные учреждения и должностные лица в Беларуси пользовались Статутом 1588 г. Однако применение Статута было ограничено, поскольку в своей деятельности суды были обязаны руководствоваться и нормами общеимперского законодательства. Так, в производстве по уголовным и гражданским делам при решении спорного вопроса, к какой категории правонарушений относится правонарушение – к уголовным проступкам либо гражданским деликтам, суды были руководствоваться нормами «Устава благочиния» 1782 г. Соответственно, менялся и порядок судопроизводства по ним. Исполнение приговоров и решений земского поветового суда возлагалось на полицейский орган – нижний земский суд. Институт возных, которым по Статуту 1588 г. предписывалось исполнение приговоров и решений судов и другие функции, был исключён. [1, c. 268 - 269]
В первой трети XIX в. в Беларуси осуществлялась разработка «Свода местных законов западных губерний». Предполагалось, что он будет включён в качестве составной части в общий «Свод законов Российской империи». Но эта идея так и осталась нереализованной. [1, c. 269 - 270]
Восстание польское восстание 1830-1831 гг. привело к резкому изменению политики Российской империи в регионах, присоединённых после разделов Речи Посполитой. Признаки автономии административной, судебной и правовой системы Беларуси были полностью ликвидированы. В 1831 г. отменяется действие Статута 1588 г. в Витебской и Могилёвской губерниях, а в 1840 г. распространено общероссийское законодательство и прекращено действие Статута 1588 г. в Виленской, Гродненской и Минской губерниях.
В 1832 г. был издан и с 1835 г. вступит в силу «Свод законов Российской империи», в который вошли отдельные нормы «Свода местных законов западных губерний», который просуществовал до судебной реформы 1864 г., после чего был модернизирован.
С 1 мая 1846 г. на всей территории Российской империи вступило в действие «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», принятое в 1845 г., которое являлось первым уголовным кодексом Российской империи. Уложение представляло собой кодифицированный нормативный акт, содержавший как нормы, регулировавшие общие вопросы уголовного права, так и устанавливающие ответственность за совершение конкретных преступных посягательств. [1, c. 272]
Судебные органы
После вхождения территории Беларуси в состав Российской империи предусматривалось сохранение судебной системы, которая существовала в Беларуси в период нахождения её в составе Речи Посполитой. В указе императрицы Екатерины II об организации управления и судов на присоединённой к России территории, изданном в 1795 г., содержалось: «суд и расправу внутренние в тех провинциях в личных делах должны производиться по их законах и обыкновениях и их языком во всех тех случаях, которые не касаются нашей власти… но нашим уже именем и властью» [1, c. 272]. В 1796 г. по указу императора Павла I в губерниях восточной Беларуси была восстановлена прежняя система местных судебных органов, предусмотренных Статутом 1588 г.
Постепенно система судебных органов в белорусских губерниях начинает сближаться с судоустройством Российской империи. В Губерниях Беларуси создаются Главные суды, которые действуют на правах губернских судов. Суд состоял их двух департаментов – по уголовным и гражданским делам, возглавляемых председателями. Кроме того, в состав каждого департамента входили два советника и заседатели, количество которых в разных губерниях было неодинаковым. Заседатели избирались на один год на поветовых дворянских собраниях. Главный суд мог рассматривать некоторые категории дел по первой инстанции, однако в основном действовал как суд апелляционной инстанции на решения городского, земского и подкоморского поветовых судов. Апелляции на решения Главного суда могли подаваться в Сенат.
Основными типично сословными судами для дворянства остаются земские поветовые суды, которые действовали ещё и в Речи Посполитой. Они функционируют как суды первой инстанции по уголовным и гражданским делам. В состав поветового земского суда входили земский судья и два подсудка, которые избирались из дворян на дворянских собраниях сроком на три года. Земский суд работал 3 раза в год по 2-3 недели.
Городские суды функционировали только в Виленской и Гродненской губерниях. В состав суда входили гродский судья, подсудок и писарь, которые назначались генерал-губернатором или губернатором. Заседания городского суда проходили каждый месяц по две недели. В компетенцию суда входили в основном уголовные дела по отдельным категориям тяжких преступлений (убийства, разбои, кражи и т.д.). В белорусских губерниях, где городские суды не были созданы, категория тяжких дел находилась в компетенции поветовых земских судов. Отдельные категории гражданских дел и уголовные дела, не представляющие значительной общественной опасности рассматривали городские магистраты.
Все дела по земельным спорам дворян относились к подкоморскому суду. Для рассмотрения жалоб на его решения существовал маршалковско-комиссарский суд, который состоял из поветового маршалка (предводителя дворянства) и нескольких членов суда, которых избирали по взаимному согласию сами стороны процесса. Данная система судов по земельным спорам просуществовала с 1796 по 1810 гг.
После проведения генерального размежевания губерний была создана система межевых судов. Положение о размежевании 1810 г. регламентировало компетенцию, состав, порядок комплектования данных судов. Судьи межевых судов в каждом повете избирались на три года. Число членов межевых судов в повете законом не определялось, но указывался минимальный и максимальный состав суда: не менее 3 и не более 21.
С 1810 по 1815 гг. межевые суды действовали в виде двух инстанций. Общий межевой суд – суд первой инстанции состоял из одного межевого судьи, который рассматривал дело по существу обязательно на месте спора с участием обеих сторон. Решение общего межевого суда можно было обжаловать в апелляционный межевой суд (межевой суд второй инстанции), в состав которого входило 5 межевых судей. Этот суд постоянно находился в поветовом городе, его решения вплоть до 1815 г. не могли обжаловаться. Позже был создан Высший губернский межевой суд (межевой суд третьей инстанции), который находился в губернском городе и составлялся из судей, избранных от каждого повета по одному представителю, и в который могли подаваться апелляции на решения межевого суда второй инстанции. [1, c. 275 -276]
В таком виде судебная система в Беларуси существовала вплоть до 1831 г.
Согласно закону от 30 октября 1831 г. была изменена система судебных органов. Главные суды заменялись губернскими судами, которые существовали в центральных губерниях Российской империи. Губернский суд был двухпалатным. В него входили палата уголовного и палата гражданского судов. В поветах земские и городские суды были заменены уездными судами.
Губернский суд являлся судом первой инстанции по должностным преступлениям дворян, а также судом второй инстанции для уездных и городских судов. Судьи назначались Сенатом и контролировались непосредственно губернатором.
В качестве суда для дворян существовали Верхние земские суды, которые являлись также судом второй инстанции по уголовным делам для уездных судов. Уездные суды в составе уездного судьи и двух заседателей стали нижней судебной инстанцией и функционировали для мещан и государственных крестьян.
Межевые суды, рассматривающие дела по земельным спорам, в составе трёх инстанций просуществовали до 1840 г. С 1840 г. межевые споры стали рассматриваться в уездных судах на основе всероссийского законодательства. Всё судопроизводство было переведено на русский язык и осуществлялось по российским законам.
Условно период конца XVШ – первой половины XIX в., когда Беларусь вошла в состав Российской империи, можно разделить на два этапа: до польского восстание 1830 – 1831 годов и после этого восстания. В первый этап в западных губерниях существовали признаки автономии, оставались прежние судебные органы, которые руководствовались по-прежнему Статутом 1588 г., но постепенно вводилось и общероссийское законодательство. Эти меры были направлены на ослабление освободительного движения, являлись проявлением своеобразной политики задобрения. Сразу после польского шляхетского восстания 1830 – 1831 гг. российское правительство пересматривает свою политику по отношению к западным губерниям и полностью изменяет законодательство, органы управления и судебные органы на общероссийский лад.
В связи с тем, что компетенции многих важных должностных особ не была ясно определена законодательно, имели место частые случаи превышения полномочий по отношению к белорусскому народу. Судебная система, по-моему мнению, была очень сложна для простого населения из-за часто происходивших изменений и запутанности системы в общем. Законодательство не отличалось особой развитостью, как например было в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой, что было вызвано отсталостью российского законодательства по сравнению с западноевропейским и существованием консервативно настроенного российского правительства во главе с абсолютным монархом.