Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история игу.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
705.02 Кб
Скачать

Структура вчк

С 22 декабря 1917 по март 1918 года ВЧК располагалась в Петрограде на Гороховой ул., д.2 (ныне Музей политической полиции России).

Управленческий аппарат ВЧК возглавляла коллегия. Руководящим органом был Президиум ВЧК во главе с Председателем Президиума ВЧК, который имел двоих заместителей, документооборот обеспечивали 2 личных секретаря.

В аппарате ВЧК имелись следующие отделы и подразделения[2]:

  • по борьбе с контрреволюцией

  • иностранный отдел (20 декабря 1920 года)

  • контрразведывательный отдел

  • отдел международных связей

  • по борьбе со спекуляцией

  • по борьбе с преступлениями по должности

  • тюремный отдел

  • иногородний отдел

  • организационный отдел

  • железнодорожный отдел (с 27 июля 1918 года).

  • военный отдел (с 27 июля 1918 года)

  • комиссия по борьбе с контрабандой (с 8 декабря 1921 года)

В декабре 1917 года аппарат ВЧК насчитывал 40 человек, в марте 1918 года — 120 сотрудников[5].

В марте 1918 года центральный аппарат ВЧК был вместе с советским правительством переведён в Москву. С 1919 года занимал здание страхового общества «Россия» (Здание органов госбезопасности на Лубянке).

Полномочия

Первоначально функции и полномочия ВЧК были определены довольно неточно, что к примеру, отражено в докладе Ф. Э. Дзержинского 7 декабря 1917 г. где было им сказано «Комиссия ведет только предварительное расследование, поскольку это нужно для пресечения».[6]

Однако, фактически уже с момента своего образования ВЧК имеет и следственные, и оперативные функции. В административном порядке применяются и прямые меры воздействия, которые первоначально являлись довольно мягкими: лишение контрреволюционеров продовольственных карточек, составление и опубликование списков врагов народа, конфискация контрреволюционного имущества и ряд других. Поскольку в данное время расстрел как высшая мера наказаниябыл отменен в РСФСР, расстрел не применялся и органами ВЧК.

С началом гражданской войны ВЧК получает чрезвычайные полномочия, меры согласно которым принимались по отношению к контрреволюционерам и саботажникам, лицам, замеченным в спекуляции и бандитизме[5].

В то же время сам факт контрреволюционности мог быть истолкован двояко, поскольку определение данного термина было довольно неточным:

всякие выступления, независимо от поводов, по которым они возникли, против Советов, или их исполнительных комитетов, или отдельных советских учреждений

Такое определение контрреволюционным выступлениям дает Постановление Кассационного отдела ВЦИК от 6 ноября 1918 г.[7]

Особые полномочия

  • С 21 февраля 1918 года — согласно Декрету СНК РСФСР «Социалистическое Отечество в опасности!» «Неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы расстреливаются на месте преступления».

Однако, как сообщается, до июля 1918 года ВЧК применила право на расстрел лишь в отношении нескольких уголовных элементов и крупных спекулянтов, пока не применяя данную норму в отношении политических преступников[3].

  1. 5 сентября 1918 года — право непосредственной ликвидации шпионов, диверсантов, иных нарушителей революционной законности.[2]. Права и обязанности на расстрел «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам»[8] и непосредственному осуществлению красного террора.

Декрет ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятии из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» наделяет органы ЧК правом непосредственного расстрела лиц, участных в поджогах, взрывах, умышленном повреждении железнодорожных путей и иных действиях с контрреволюционными намерениями.

Согласно исторической справке, опубликованной в справочнике «Лубянка 1917-1960»1, в 1934 г. был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в него были включены ОГПУ и Главное управление милиции при ОГПУ. При этом финансирование милиции уже в 1932 г. было переведено с местного бюджета на союзный.

На заседании политбюро ЦК ВКП(б) 20 февраля 1934 года Сталиным И.В. было принято решение об организации союзного наркомата внутренних дел с включением в него реорганизованного ОГПУ. Важные изменения заключались в том, что в проекте постановления предусматривалось упразднение так называемой судебной коллегии ОГПУ. В проекте отмечалось, что народный комиссариат внутренних дел СССР не имеет судебных органов, что должно было стать свидетельством резкого смягчения карательной политики, проводимой советским государством.

Наконец, 10 июля 1934 года ЦИК СССР принял постановление "Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел", в составе которого были созданы Главные управления государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений и некоторые другие службы

Главными действующими лицами НКВД СССР были назначены: Г. Ягода, Н. Ежов, Л. Берия.

Согласно мнению Кокурина2, типовая структура НКВД и УНКВД была объявлена приказом НКВД № 0044 от 21 августа 1934 г. и была такова:

- Управление государственной безопасности (УГБ), подразделяемое на отделы (или отделения) СПО, ЭКО, ОО и т.д. по “линиям” работы;

- Инспекция войск внутренней охраны (там, где они были предусмотрены);

- Управление милиции;

- Инспекция резервов;

- Инспекция противопожарной охраны;

- Отдел актов гражданского состояния;

- Отдел связи;

- Финансовое отделение;

- Секретариат;

- Хозяйственный отдел.

В некоторых УНКВД также предусматривались отделы (отделения) трудовых поселений.

На НКВД возлагалось обеспечение порядка и госбезопасности, охрана общественной собственности, запись актов гражданского состояния, пограничная охрана. В ведении НКВД были управление шоссейными и грунтовыми дорогами, картография, управление мер и весов, переселенческое и архивное дело. С созданием ГУЛАГа, НКВД стал распорядителем огромной трудовой армии из заключенных колоний и лагерей и из «спецпоселенцев» (до 30-х гг. места заключения были в ведении республиканских НКВД).

На момент образования НКВД СССР действовала практика во взаимоотношениях между Прокуратурой СССР и ОГПУ, которая являлась отступлением от "Инструкции губернским, военным и военно-транспортным прокурорам по наблюдению за органами ГПУ", утвержденной наркомом юстиции РСФСР Д. И. Курским и зампредом ГПУ И. С. Уншлихтом 1 ноября 1922 года. В инструкции, принятой в развитие постановления ВЦИК от 16 октября 1922 года о предоставлении ГПУ права на внесудебную расправу в отношении бандитов, взятых с поличным на месте преступления, предусматривалось извещение органов прокуратуры об арестах, произведенных органами ГПУ, по делам политическим и шпионаже не позднее 14 суток. Таким образом, Прокурор СССР предложил не только существенно ограничить внесудебные полномочия НКВД СССР, но и повысить роль прокурорского надзора.

Изучая историю создания НКВД СССР, нельзя не отметить, что именно в 1934 году, уже второй раз в истории Советского государства органы госбезопасности и внутренних дел были объединены в составе одного ведомства. Первый же раз это было сделано в 1922-1923 гг., когда НКВД РСФСР и ГПУ возглавлял Ф.Э. Дзержинский.

Особое совещание при НКВД состояло из: заместителя НКВД, уполномоченного НКВД по РСФСР, начальника ГУРКМ, прокурора СССР и его заместителя. Особое совещание рассматривало дела заочно.

Создавались “тройки” на местах из 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурор края, области или республики. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, зачастую они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизируются военные трибуналы.

В союзных республиках создавались республиканские наркоматы внутренних дел. Судебная коллегия ОГПУ упразднялась, и все дела по окончании следствия должны были направляться в судебные органы по подсудности. Однако при Народном комиссаре внутренних дел СССР создавалось Особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до пяти лет и высылку за пределы Союза ССР. Таким образом, этот административный орган наделялся судебными полномочиями, что не могло не привести к нарушениям законности, прав граждан.

НКВД СССР на тот период времени превратился в крупнейшее хозяйственное и строительное ведомство. Он также отправлял заключенных на стройки и предприятия других ведомств.

Также, с историей становления и развития НКВД тесно связано развитие милиции. В 1930 г. были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие весьма разнородными отраслями управления: коммунальным хозяйством, пожарной охраной, борьбой с преступностью и т.д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно, подчиненные совнаркомам республик, в том числе управления милиций и уголовного розыска.

В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Положение предусматривало более полное подчинение органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше3.

В 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав Централизация охраны общественного порядка, с одной стороны» позволяла более планомерно и масштабно организовывать борьбу с преступностью, но с другой — невольно сковывала инициативу местных работников, привыкших ожидать директив центра.

НКВД очень разбух, к тому же ему приходилось руководить весьма разнородными сферами управления. Этим объясняют выделение из состава Наркомвнудела в начале 1941 г. Главного управления государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом.

В данный период были реорганизованы и контрольные органы. Создавались самостоятельные Комиссии партийного контроля и Комиссии советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был отделен от государственного.

В 1940 г Комиссия советского контроля была ликвидирована, и вместо нее создан Наркомат госконтроля.

Вместе с тем существовала целая сфера, в которой беззакония, принявшие чудовищные формы, развивались в это время в громадных размерах. Это касалось деятельности органов НКВД, которые вышли, по существу, из-под всякого партийного и государственного контроля и выполняли лишь волю правящей верхушки, что причинило громаднейший ущерб как миллионам советских граждан, так и самому Советскому государству. Вина за это ложится как на высших руководителей партии и государства, прежде всего, на самого Сталина, так и на лиц, стоявших во главе ОГПУ-НКВД: Г. Ягоду, Н. Ежова, Л. Берию. Особенно следует отметить Ежова, на короткое правление которого приходится пик репрессий, получивший в народе название «ежовщины». Этого деятеля, который, по мнению специалистов, был «преступно некомпетентен» в вопросах государственной безопасности, кажется, меньше всего интересовало дело, важнее было истребить побольше ни в чем не повинных людей, в том числе высокоценных для страны и государства4.

ОГПУ

ОБЪЕДИНЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(ОГПУ) при СНК СССР (1923-34) - было создано для координации действий всех союзных республик по укреплению гос. безопасности. Председатели ГПУ союзных республик были полномочными представителями ОГПУ СССР. Функции и компетенция ОГПУ по сравнению с Всероссийской чрезвычайной комиссией несколько изменились: ОГПУ решало преим. политич. задачи и не пользовалось правом внесудебных действий. Надзор за правомерностью действий ОГПУ осуществлял Наркомюст. В подчинении ОГПУ находились пограничные войска и особые отделы армии. Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 ОГПУ было включено в состав вновь созд. Нар. комиссариата внутр. дел.