- •Развитие и коррекция речи аутичных детей
- •Морозова с. С. В своей статье «Развитие речи у аутичных детей в рамках поведенческой терапии» знакомит специалистов с работой по развитию речи в рамках поведенческой (бихевиоральной) терапии
- •Начальный этап обучения пониманию речи
- •Начальный этап обучения экспрессивной речи
- •Дальнейшее развитие речи.
- •Лебединская к.С., Никольская о.С., Баенская е.Р. Работа по развитию речи
- •1. Не дожидаясь оформления у мутичного ребенка звуковой речи, следует приступить к обучению его чтению и письму глобальным методом.
- •Башина в.М., Симашкова н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом Башина в.М. Аутизм в детстве
- •Холдинг-терапия.
- •Эвритмия подкрепленная музыкой коммуникативная терапия
- •Методика использования звукового образа ребенка.
- •Организация педагогической коррекции рда.
Эвритмия подкрепленная музыкой коммуникативная терапия
Эта терапия пытается создать что-то вроде диалога с ребенком любым способом, в котором предложения к контакту могут поступать с обеих сторон. Большая часть этого обмена информацией в основном осуществляется в понятиях языка телодвижений, включая бег, прыжки, а также вокал, вдохи, контакт глаз и зрительное сосредоточение на одних и тех же объектах, таких, как шелковый шарф, размещенный между взрослым и ребенком, воздушный шарик, диванная подушка и т. д. Со временем взрослые начинают обозначать пением действия ребенка, придавая словам одобрительный оттенок, значимость и силу.
Данный вид терапии отличается от традиционной музыкотерапии тем, что здесь основная цель музыкального воздействия заключается в создании отношений не между музыкой и ребенком, а между ребенком и тем значимым для него человеком, с которым он проводит все свое время
Лингвистические навыки устной или жестовой речи накладываются на те рамки, которые созданы этой предварительной работой и, как оказалось, обучение речи идет с большей гибкостью и социальным отзвуком, чем когда работают только по линии коррекции поведения. Звуковое повторение не является большой проблемой для аутичных детей, и они могут осуществлять перенос сформированных навыков более свободно.
Методика использования звукового образа ребенка.
Леонид Горбунов, детский психиатр, Алексей Колосков, детский психиатр, (г. Воронеж) делятся своим опытом работы с аутичными детьми.
Музыкальные звуки (как и звуки, воспроизводимые голосом) имеют сложную волновую природу и представляют из себя целый калейдоскоп частот, амплитуд, затрагивающих различные анализаторные системы. Слуховой компонент рецепции реализуется слуховым анализатором и обеспечивает восприятие частот от 16 до 20000 Гц. Возникающие реакции слуховой адаптации активно влияют на психо-эмоциональное состояние человека, динамика эмоций всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, которые в свою очередь опосредованно начинают оказывать влияние на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга, кровообращение. Под воздействием музыки (звуков) возникает особый феномен, влияющий на активность гемодинамики и регионального кровообращения - вибрация внутренних органов.
Методика опирается на базовые представления об общих механизмах действия музыкотерапии. Однако следует отметить, что в качестве основного фактора воздействия мы использовали не музыку, а звуковую продукцию (звуки, слова, мелодию), производимую самим ребенком. В качестве вспомогательных технических средств мы использовали компьютер (программы, обеспечивающие запись и воспроизведение звуков, звукокоррекцию, микрофон, акустические системы) и кассетный магнитофон. Фразовая речь, отдельные слова, звуки фиксировались на носитель.
Звукозапись осуществлялась в небольшом, звукоизолированном кабинете, служащим для проведения психокоррекционных и педагогических занятий, оснащенным стимульным материалом. Записывались речь и звуки, произносимые детьми в процессе свободной игры (без вмешательства терапевта), при совместных действиях, с подключением терапевта или родителя (“скрытый микрофон“) и с явным использованием микрофона (пение песен, чтение стихов, начитывание сочиненных ребенком фантазий). Методику старались включать в структуру каждого психокоррекционного занятия в течение 15-30 минут. Полученная информация воспроизводилась ребенку сразу в процессе занятия или на последующих занятиях, по мере накопления звуковой библиотеки.
В целом практически все дети, страдающие аутистическим расстройством, выражали положительную динамику при проведении с ними данной методики. Она проявлялась:
в более легком присоединении к ним с помощью совместно произносимых звуков и слов;
- в расширении целенаправленной активности при манипуляциях с клавиатурой, микрофоном, игрушками, обыгрыванием образных рассказов с переносом их персонажей на бумагу (пластилин);
- в их эмоциональном вовлечении во что-то “необычное”, веселое, с возможностью их самостоятельной коррекции воспроизводимого материала и удовлетворением от собственной значимости;
- родители по другому относились к детям, они как бы видели их со стороны, до сих пор не виденной; дети с увлечением включались в игру, воодушевляясь тому, как они слышат себя, отвечают на свой голос, раскрывают свои творческие возможности;
- набор воспроизводимых ребенком звукосочетаний расширялся при неоднократном проигрывании ему записи логопедического занятия с ним.
Дельфинотерапия-
(Каленикин. С. Дельфин особого назначения )
Мнение Морозовой С.С.:
В последние годы в общедоступной прессе появлялись публикации о "чудесной" дельфинотерапии, которая помогает исцелиться от аутизма. Основная идея дельфинотерапии сводится к следующему. Предполагается, что свойственные дельфинам биоизлучения оказывают положительное воздействие на детей с аутизмом и другими видами нарушений развития. Но природа этого воздействия (которое, видимо, в некоторых случаях действительно имеет место) фактически не изучена. Да и наличие положительного влияния на психику детей не доказано научно. Скорее всего, позитивный эффект достигается за счет того, что ребенок оказывается в эмоционально комфортной ситуации, которая сопровождается приятными ощущениями и новыми впечатлениями. Подобный эффект оказывают и менее "экзотические" виды воздействия: купание в море, общение с другими животными (лошадями, кошками и т.п.). Нет оснований говорить о том, что плавание с дельфинами может навредить ребенку. Однако полагать, что этот метод может кардинальным образом изменить жизнь ребенка, внести решающий вклад в его развитие, представляется ошибочным. Дельфины не могут научить аутичного ребенка общаться с людьми, говорить, обслуживать себя. Это могут сделать только родители и специалисты.
Рассмотренные выше методические подходы имеют как общие, так и отличительные черты, но ни один из них не может претендовать на то, чтобы быть панацеей во всех случаях при обучении и коррекции детей с нарушениями по типу аутизма.
Подготовила учитель-логопед городской ПМПК
Волкова Светлана Дмитриевна
