Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
европейское право до и после лиссабонского дого...docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
419.55 Кб
Скачать

4.2.6. Особенности регулирования

в ЕС общей внешней политики и политики безопасности

Суверенным полномочием государств в Европейском союзе остается также внешняя политика. Казалось бы, в сфере общей внешней политики и безопасности (ОВПБ) государства-члены по Договору о Европейском союзе (1992) наделили Союз довольно широкой компетенцией. Так, в ст. 11 Договора было записано: "Союз определяет и осуществляет общую внешнюю политику и политику безопасности, охватывающую все области внешней политики и политики безопасности, целями которой являются...", и далее приводились цели довольно широкого характера (защита общих ценностей, основных интересов Союза в соответствии с принципами ООН и т.п.). В ст. 17 вышеупомянутого Договора уточнялось, что "общая внешняя политика и политика безопасности включает все вопросы, относящиеся к безопасности Союза, в том числе и поступательное формирование общей оборонной политики... если Европейский Совет примет такое решение".

Однако, пойдя на столь масштабную передачу Союзу суверенных полномочий, государства-члены вместе с тем сосредоточили всю полноту ответственности за осуществление ОВПБ в институтах межправительственного сотрудничества.

В довольно обширном разделе V Договора о Европейском союзе (1992), названном "Положения об общей внешней политике и политике безопасности", много говорилось об обязанностях государств-членов строго следовать принятым решениям, не предпринимать подрывающих их действий, крепить политическую солидарность и т.п.

В то же время, как уже говорилось, на практике свобода рук, т.е. полнота национальных полномочий, не была государствами утрачена, и в сфере ОВПБ государства-члены оставались суверенными "игроками".

В этой истине все могли убедиться в период кризиса вокруг Ирака 2003 г., когда отдельные государства - члены ЕС, исходя из своих национальных интересов и подходов к решению международных проблем, не поддержали действий США в Ираке, а другие приняли более или менее активное участие в этой военной операции.

Лиссабонский договор внес определенные изменения в регулирование ОВПБ. Положения об общей внешней политике и политике безопасности содержатся в разделе V нового Договора о Европейском союзе. Здесь, в частности в ст. 24 ДЕС, говорится: "Компетенция Союза в области общей внешней политики и политики безопасности охватывает все сферы внешней политики, а также совокупность вопросов, относящихся к безопасности Союза, включая последовательную разработку общей оборонной политики, которая может привести к общей обороне...

Государства-члены активно и безоговорочно поддерживают внешнюю политику и политику безопасности Союза в духе лояльности и взаимной солидарности и уважают действия Союза в этой области. Они воздерживаются от всех действий, противоречащих интересам Союза или способных повредить эффективности их достижения..."

Здесь абзац 1 по смыслу почти идентичен п. 1 ст. 11 Договора о ЕС 1992 г., только значительно короче. Абзац 2 также идентичен п. 2 ст. 11 Маастрихтского договора. В нем, как мы видим, по-прежнему речь идет об обязательствах государств-членов в области ОВПБ по отношению к Союзу, однако даже западные эксперты, ссылаясь на разногласия государств-членов в период международного кризиса, предшествующего войне в Ираке, выражают скептицизм в отношении соблюдения ими и в будущем подобных обязательств.

Определены области международных отношений, в которых Союз поддерживает государства-члены, сотрудничает с ними либо дополняет их действия. К таким областям относятся промышленность, здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, спорт, туризм, молодежная политика, культура, гражданская оборона.

Данные сферы считаются специфическими, в которых сложно осуществить гармонизацию национальных законодательств. Данной позиции придерживается ряд стран, в том числе Франция и Германия, где вопросы образования, культуры и т.п. входят в компетенцию субъектов федерации - земель (Lander). Стало быть, эти области, в принципе, так же, как и сфера внешней политики, юридически закрепляются новым договором как суверенные полномочия государств-членов.

В результате можно сделать вывод, что и по Лиссабонскому договору государства-члены сохраняют свой суверенитет над территорией и населением, проживающим на ней, во всей полноте, за исключением тех вопросов, которые они передали в компетенцию Союза. Таким образом, государства-члены допустили лишь частичную уступку своих суверенных прав.