Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Dashevskaya_печать.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
291.84 Кб
Скачать

23. Философия истории и история России в 20 веке а романе «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» закончен в 1955 г. Он не был опубликован в СССР, хотя автор и предпринял попытку напечатать его в «Новом мире». В 1957 г. «ДЖ» был опубликован в миланском издательстве Фельтринелли. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия.

Основная коллизия - отн. с рев. и к рев. Ни П. ни Ж. не были ее противниками, не сопротивлялись ей. Их путь - восприятие истории как она есть, не сопротивляясь, но и не доверяясь ей. Преодолев приманки рев. мифов П. воспринимал как данность, не подлежащую обсуждению. При этом П. и Ж. видят величие происходящего, и даже его справедливость. Вот что говорил д-р Ж. в дни рев.: “Какая артистическая хирургия, разом удалить все вонючие язвы...” Но уже из этого монолога видно - они понимают, что это несвоевременное - и неуместное: чем дальше, тем лучше видно, что все обошлось неоправданно дорогой ценой.

Ю.Ж. умирает от сердечного припадка - не обращая внимания на пинки и ругань, он пробивается к выходу из трамвая, падает на мостовую и умирает. Это разворачивается в емкую символическую картину. “Юрию Андреевичу не повезло: он попал в неудачный вагон, на который всегда сыпались несчастья”. Вагон – это символ. Ю.Ж. и многие др угасли, оттого, что попали в череду катастроф, сыпавшихся на Россию с 1917 г..

В романе главная действующая сила — стихия рев-ии. Сам же Живаго никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий.

«Так неуместно и несвоевременно только самое великое” – говорит П о ревоблюции.

Россия для Живаго - это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, кот вызывает в нем высшее страдание.

Пастернак вдумывается в смысл ист событий, свидетелем кот он является. Он воспринимает их как нечто независимое от воли ч-ка, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть. «Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как растет трава. Войны, революции, цари — это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действительные односторонние фанатики, гении самоорганизования».

Живаго пришел к разочарованию в рев-ии, он понял, что в 1917 г. произошла не та революция 1905 г., кот поклонялась влюбленная в Блока молодежь, что рев-ия 1917 г. — кровавая, солдатская, выросшая из войны, направляемая большевиками. Это рев-ия глухонемых людей. Символичен эпизод в купе: попутчик Живаго — глухонемой, для которого революционные потрясения России — нормальные явления.

И Живаго, и Стрельников — жертвы р-ции. Живаго возвращается в Москву 1922 г. «одичавшим». Мотив одичания выражен и в образе послевоенной страны. Одичала крестьянская Россия: половина пройденных Живаго селений была пуста, поля — покинуты и не убраны. «Опустевшей, полуразрушенной» герой находит и Москву. Он умирает в трагический для страны, ознаменовавший раскулачивание год — 1929. В эпилоге романа тема трагедии послереволюционной России выражена в диалоге Гордона и Дудорова. Герои рассуждают о лагерном бытии, о коллективизации — «ложной и неудавшейся мере», о ее последствиях — «жестокости ежовщины, обнародовании не рассчитанной на применение конституции, введении выборов, не основанных на выборном начале». Невыносимость реальности выражена и в восприятии Отечественной войны, несмотря на ее кровавую цену, как «блага», «веяния избавления».

Образ революцонера - одержимый революцией Стрельников, мыслит категориями общими, великими и абстрактными. Его вхождение в революцию произошло естественно, как логический шаг, как реальное проявление его максимализма. Природа революционера, по Пастернаку, в максимализме и ожесточенности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]