
- •1.Понятие, значение, задачи предварительного расследова-ния. Формы расследования.
- •2. Общая характеристика дознания
- •2. Общие условия предварительного расследования.
- •3. Привлечение лица в качестве обвиняемого:
- •4. Понятие следственных действий, их виды, система.
- •5.Формы и порядок окончания предварительного расследо-вания.
- •1) Отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 упк рф);
- •2) Отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 упк рф);
- •3) Производство по уголовному делу прекращается за истечением срока давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 упк рф)
5.Формы и порядок окончания предварительного расследо-вания.
Основания и порядок прекращения дела или уголовного пре-следования.
Порядок окончания расследования с направлением дела в суд.
Окончание предварительного расследования — завершение всей деятельно-сти на данном этапе с обязательным вынесением итогового акта.
Формы окончания предварительного расследования указаны в ст. 158 УПК РФ, а именно:
1. Прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ).
2. Направление в суд через прокурора, уполномоченного законодателем на утверждение итогового акта, уголовного дела:
• с обвинительным заключением по окончании предварительного следствия (гл. 30–31 УПК РФ);
• с обвинительным актом по окончании дознания (гл. 32 УПК РФ).
3. Постановление о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
В каждой из этих форм окончания предварительного расследования просле-живаются общие черты (признаки):
• ими завершаются досудебные стадии уголовного судопроизводства;
• в них приведена доказательственная база, обосновывающая соответствую-щие выводы.
Так, в постановлении о прекращении уголовного дела приводятся выводы о невозможности дальнейшего производства по уголовному делу;
- в обвинительном заключении или обвинительном акте — о вине лица, при-влеченного в качестве обвиняемого;
- в постановлении о передаче дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера — о невозможности привлечения невменяемо-
го к уголовной ответственности, поскольку указанное лицо не могло созна-вать фактический характер и общественную опасность своих действий (без-действия) либо руководить ими вследствие расстройства или иного болезне-нного состояния психики и в настоящий момент нуждается в принудитель-ном лечении;
• с каждым из этих актов могут ознакомиться заинтересованные участники процесса, так же как и с материалами уголовного дела;
• все итоговые акты, за исключением постановления о прекращении дела (оно утверждается руководителем следственного органа), подлежат утверж-дению прокурором и только после тщательной проверки с точки зрения за-конности и обоснованности вместе с делом направляются в суд.
Данные итоговые решения в стадии предварительного расследования следу-ет отличать от промежуточных, таких, например, как приостановление пред-варительного расследования (ст. 208 УПК РФ), передача уголовного дела по подследственности или прекращение уголовного преследования без прекра-щения уголовного дела (ч. 5 ст. 213 УПК РФ), принятие которых не означает окончания предварительного расследования.
Прекращение уголовного дела в стадии предварительного расследования — это решение о невозможности дальнейшего производства, принятое сле-дователем, дознавателем в форме постановления в связи с наличием одного из указанных в законе обстоятельств, исключающих преступность и наказу-емость деяния либо позволяющих освободить подозреваемого или обвиня-емого от уголовной ответственности.
Прекращение уголовного преследования — это решение следователя, доз-навателя о невозможности дальнейшей процессуальной деятельности, осу-ществляемой в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в соверше-нии преступления, в связи с наличием одного из оснований, указанных в уголовно-процессуальном законе.
Законодатель предусмотрел два вида прекращения уголовного преследо-вания: полное и частичное.
Полное:
а) когда заканчивается уголовное преследование лица при прекра-щении всего уголовного дела (ч. 3 ст. 24 УПК РФ);
б) Когда лицо выбывает из уголовного дела при наличии оснований, предус-мотренных законом (не достиг возраста уголовной ответственности, деяте-льное раскаяние, смерть и т.д.), в то время как производство в отношении других соучастников по данному уголовному делу продолжается (ч. 4. ст. 27 УПК РФ).
Частичное:
а) когда лицо подозревается или обвиняется в совершении нескольких само-стоятельных преступлений (при их реальной совокупности), а основания прекращения позволяют аннулировать обвинение или снять подозрение с лица по одному из нескольких преступлений, в совершении которых он обвиняется (подозревается). Например, лицо подозревается в совершении вымогательства, кражи, мошенничества, однако в ходе следствия доказана непричастность его к краже, а совершение им вымогательства и мошенниче-ства подтвердилось собранными по делу доказательствами, т.е. уголовное преследование его по двум последним деяниям продолжилось, а по соверше-нию кражи — прекращено;
б) когда речь идет о сложном обвинении, часть которого отпадает, т.е. исключаются эпизоды, факты, а по другим эпизодам того же обвинения уго-ловное преследование лица продолжается. Например, лицо подозревается в совершении кражи денег, видеокамеры, телевизора, шубы,в ходе следствия установлено, что шуба была отдана в химчистку,
т.е. этот эпизод исключается за отсутствием события его хищения,
но кража денег, видеокамеры и телевизора подтвердилась, т.е. от-
пала только часть сложного обвинения.
Основания и порядок прекращения дела или уголовного пре-следования.
Основания к прекращению уголовного дела и уголовного преследования пе-речислены в ст. 24, 25, 27, 28, 28.1 УПК РФ. Законодатель их именует в ст. 73 УПК РФ, как обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, и обстоятельства, которые могут повлечь освобождение от уголов-ной ответственности и наказания, т.е. и те, и другие входят в предмет дока-зывания по делу и поэтому подлежат подтверждению соответствующими сведениями (ст. 74 УПК РФ).
1) В науке уголовного процесса основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования принято классифицировать на материально-пра-вовые и на процессуальные. Материально-правовые:
а) исключающие производство по делу — отсутствие события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); отсутствие состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); доказанная непричастность к преступлению (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ); смерть лица, совершившего преступление (п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ)
б) освобождающие лицо от уголовной ответственности — наличие акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ); истечение срока давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ); примирение сторон (ст. 25 УПК РФ); возмещение ущерба, причинено-го бюджетной системе РФ (ст. 28.1 УПК РФ).
Процессуальные свидетельствуют об отсутствии процессуальных предпосы-лок производства по делу: отсутствие заявления потерпевшего по делам час-тного и частно-публичного обвинения; отсутствие заключения суда о нали-чии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 2 и 2.1 ч. 1 ст. 448 УПК РФ; либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалифи-кационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлече-ние в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1, 3–5 ч. 1, ст. 448
УПК РФ; наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступив-шего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению (данное решение суда еще называют преюдициальным); наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого неотмененного постановле-ния органа дознания, следователя или прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовного дела (данное решение органа предварительного расследования еще называют преклюзивным от лат. praeclusio — закрывание); отказ Государственной
Думы Федерального Собрания РФ в даче согласия на лишение неприкосно-венности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказ Совета Федерации в лишении неприкосновенности данного ли-ца; недоказанная причастность (п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК РФ) Законодатель не включил в качестве процессуального основания прекращения уголовного дела отсутствие заявления или согласие руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, на возбуждение уголовного дела по ст. 201–204 УК РФ (ст. 23 УПК РФ). Вместе с тем, если дело было возбуждено без волеизъявления этих лиц и уже проведены следственные действия по делу, то единственным выходом из этой ситуации является прекращение уголовного дела по указан-ному процессуальному основанию.
По уголовным делам в отношении лица, совершившего запрещенное уголов-ным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, следователь выно-сит постановление о прекращении уголовного дела по основаниям, предус-мотренным ст. 24 и 27 УПК РФ, а также в случаях, когда характер совершен-ного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для
него или других лиц либо возможностью причинения им иного су-
щественного вреда (п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ).
2) основания прекращения дела и уголовного преследования в зависимости от наступающих в результате этого правовых последствий подразделяют на реабилитирующие и нереабилитирующие.
Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования могут повлечь реабилитацию лица при отсутствии события преступления (п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК РФ), непричастности подозреваемого и обвиняемого к соверше-нию преступления (п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ), отсутствие состава преступле-ния (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).
При этом следует отметить, что за отсутствием состава преступления подле-жит прекращению уголовное дело и в случае принятия закона, устраняюще-го преступность и наказуемость деяния (ч. 2. ст. 24 УПК РФ)1. По этому же материально-правовому основанию прекращается уголовное преследование в соответствии с ч. 3 ст. 27 УПК РФ в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, или в отношении несовер-шеннолетнего, который хотя и достиг возраста уголовной ответственности, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психиче-ским расстройством, не может в полной мере осознавать фактический харак-тер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими в момент совершения деяния1, однако согласно ч. 4 ст. 133 УПК РФ эта категория лиц не подлежит реабилитации.
Не реабилитируются и лица, в отношении которых прекращается уголовное преследование либо все уголовное дело в связи с освобождением их от уго-ловной ответственности по следующим основаниям:
- истечение сроков давности (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, ст. 78 УК РФ);
- издание акта об амнистии (п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, ст. 84 УК РФ);
- ввиду примирения сторон (ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ);
- деятельное раскаяние (ст. 28 УПК РФ, ст. 75 УК РФ) и прекращение
уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодате-льства о налогах и сборах (ст. 28.1 УПК РФ).
Эти основания нереабилитируют данных лиц, поскольку они совершили запрещенное уголовным законом деяние.
Право на реабилитацию согласно п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ получили подоз-реваемые или обвиняемые, уголовное преследование в отношении которых прекращено по процессуальным основаниям,предусмотренным в п. 5–6 ч. 1 ст. 24 УПК и п. 4, 5 ст. 27 УПК РФ.
Реабилитирующие основания в соответствии со ст. 133 УПК РФ влекут пол-ное восстановление лица в правах, в которых он был ограничен в связи с по-дозрением, павшим на него и зафиксированным в соответствующем процес-суальном акте (постановление о возбуждении уголовного дела в отношении него, постановление об избрании меры пресечении, протоколе задержания), и обвинением, которое было сформулировано в постановлении о привлече-нии в качестве обвиняемого или обвинительном акте.
3. Законодатель разделил основания на те, которые влекут прекращение уго-ловного дела и (или) уголовного преследования (ст. 24–25 УПК РФ), и на те, которые позволяют прекратить уголовное преследование конкретного лица или лиц (ст. 27, 28, 28.1 УПК РФ) без прекращения уголовного дела в целом.