
- •Глава 4
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 97
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 99
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 101
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 103
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 105
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 107
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 109
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 113
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 115
- •Глава 4. Социальное взаимодействие и повседневная жизнь 117
- •Глава 5
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 119
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 121
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 123
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 125
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 127
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 129
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 131
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 135
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 137
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 139
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 141
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 143
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 145
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 147
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение 149
- •Глава 5. Конформность и девиантное поведение
Глава 5. Конформность и девиантное поведение 139
Девушки в составе преступных группировок
Исследований участия женщин в молодежных бандах либо в целиком женских преступных группировках (если такие существуют) проведено немного. Описано несчетное количество мужских уличных групп, но женщины в этих работах появляются лишь эпизодически. Однако в исследовании, проведенном Энни Кэмпбелл, изучались девушки из нью-йоркских уличных группировок28'. Ею были выбраны три группировки. Одна этнически смешанная, другая пуэрториканская, третья чернокожая. Возраст членов варьировался от пятнадцати до тридцати лет. Кэмпбелл прожила в каждой банде по шесть месяцев, занимаясь в основном лидерами группировок.
Конни была лидером женской группировки «Сэндмэн Лэйдиз», смешанной негритяно-испанской банды из Гарлема, связанной с «Сэндмэн Байкерз», бандой, возгавляемой ее мужем. В момент проведения исследования (1979 год) ей было тридцать лет. Основным источником дохода «Сэндмэн Байкерз» были наркотики. Группа находилась в затянувшейся междоусобице с «Избранными», бандой из верхнего Манхэттена. Каждый, кто вступал в группировку «Сэндмэн Лэйдиз», должен был сначала продемонстрировать бойцовские качества. Решение о членстве принимала Конни, она определяла, может ли девушка болтаться с ними в течение испытательного срока и получит ли она свою «бляшку» (знак отличия). Конни всегда носила с собой выкидной нож, был у нее и пистолет. Она говорила, что если дерется, то чтобы убить. Ссоры, переходящие в драки, были типичны и в женской группировке, и в мужской.
Виецца была лидером «Секс Герлз», испаноязычной банды, имевшей мужскую и женскую группы. Она не умела читать, писать, не знала своего возраста, — ей было примерно двадцать шесть. В период расцвета в банде было более пятидесяти женщин. Поощрялась склонность к физическому насилию, типичными были драки и побои. Это очень нравилось мужчинам, членам банды, однако в остальном они поощряли традиционные обязанности женщин: уход за детьми, приготовление еды, починка одежды и т. д.
Третья группа — «Пять процентов нации» — была негритянской религиозной организацией. Ее члены считали, что 10% населения эксплуатируют остальные 85%, а 5% общества — просветленные последователи Ислама, призванные заниматься воспитанием негров. Полиция относила «Пять процентов нации» к уличным группировкам. Индивид, на котором Кэмпбелл сосредоточила внимание, Солнце Африки, не принимала то, что она называла «именем, данным правительством». Как и в других группировках, она и остальные женщины-члены банды нередко участвовали в драках. Участников группы арестовывали за грабежи, хранение оружия, кражи со взломом и угон автомобилей.
В следующем исследовании Кэмпбелл выясняла отношение к дракам среди школьниц из рабочих семей. Обнаружилось, что школьницы участвуют в драках чаще, чем принято думать29'. Почти все опрошенные признали, что участвовали в драках, четверть участвовала более чем в шести драках. Большая часть из них не согласились с предложенным утверждением: «Я думаю, что драки существуют только для парней».
!8) Campbell Anne. The Girls in the Gang. Oxford, 1986.
29) Campbell A. Self-reporting of fighting by females // British Journal of Criminology, 26. 1986.
140 Часть II. Культура, личность и социальное взаимодействие
Насилие в женских тюрьмах
Автобиографические заметки женщин-узниц британских тюрем, собранные Пэт Карлен, описывают многочисленные сцены насилия, которые считаются характерной чертой жизни в женских тюрьмах. Джоси О'Двайе, заключенная тюрьмы Холлоуэй в Лондоне, описала, как «банда диких» из женщин-охранниц занимается карательными акциями против заключенных.
Одна из охранниц врывается и бьет в грудь, так как хочет, чтобы ее ударили, и этого достаточно, чтобы начать избиение. Они набрасывают на шею «ожерелье», наручники, иногда даже трое наручников. На шее появляются кровоподтеки, как темно-красный воротничок... Ты начинаешь терять сознание и думаешь, что все — умираешь... Но я не умерла, мне повезло, я выжила.30)
Оценка
Исследования Кэмпбелл и Карлен показывают, что нужно осторожно относиться к утверждению, будто насилие — исключительная черта мужской преступности. Женщины с меньшей вероятностью совершают тяжкие преступления, но они не всегда исключены из участия в насильственных действиях. Почему все-таки уровень преступности среди женщин значительно ниже, чем среди мужчин? Причины этого почти совершенно те же самые, что и объясняющие тендерные различия в других сферах (см. главу 6, «Гендер и сексуальность»). Конечно, существуют специфические женские преступления, прежде всего, проституция, за которую подвергаются наказанию женщины, а не их клиенты-мужчины. Мужские преступления остаются мужскими из-за различий в социализации, а также из-за того, что деятельность мужчин, в отличие от женщин, является в значительной степени «внедомашней». Тендерные различия в преступлениях часто объяснялись врожденными биологическими и психологическими свойствами мужчин и женщин — различной физической силой, пассивностью женщин, их поглощенностью воспроизводством потомства. Сегодня «женственные» качества воспринимаются как социально генерируемые, так же как и черты «мужественности» (см. главу 6, «Гендер и сексуальность»). При социализации у большинства женщин вырабатываются качества, совершенно отличные от мужских (забота о других, поддержание личных взаимоотношений). Даже при высокой профессиональной занятости женщин большинство из них проводят в домашних делах гораздо больше времени, чем мужчины. В домашней сфере возможность и мотивация криминальной деятельности проявляются значительно меньше, чем в общественных местах, где чаще всего пребывают мужчины.
Трудно сказать с какой-либо определенностью, приблизились бы уровень преступности и сферы преступной деятельности женщин к мужским, если бы тендерные отличия стали более размытыми, чем сейчас. Еще в XIX веке криминалисты предсказывали, что уравнивание полов либо уменьшит, либо устранит полностью различия в криминальной деятельности мужчин и женщин, но пока эти различия остаются; исчезнут ли они когда-нибудь, мы пока определенно сказать не можем.
30) Carlen Pat et al. Criminal Women: Autobiographical Accounts. Cambridge, 1985.