
- •Национальные радиологические критерии и нормы
- •4.2.1. Исследования в области дезактивации
- •4.2.2. Чернобыльский опыт
- •Рекомендуемые технологии дезактивации
- •4.3. Сельскохозяйственные контрмеры
- •4.3.1. Первоначальная стадия
- •4.3.2. Поздняя стадия
- •4.3.3. Контрмеры в системах интенсивного сельскохозяйственного производства
- •4.3.3.1. Обработка почвы
- •4.3.3.2. Изменения в выращиваемых на загрязненных территориях кормовых культурах
- •4.3.3.3 Чистое кормление
- •4.3.3.4. Введение связывающих цезий сорбентов
- •4.3.6. Нынешний статус применения сельскохозяйственных контрмер
- •4.3.8 Современное состояние и будущее брошенных земель
- •4.3.8.2. Реабилитация загрязненных территорий в Украине
- •4.4. Контрмеры в отношении лесной среды
- •4.4.2. Контрмеры в отношении лесов, загрязненных радиоактивным цезием
- •4.4.2.1. Административные контрмеры
- •4.4.2.2. Технологические контрмеры
- •4.5. Контрмеры в отношении водной среды
- •4.5.1. Меры по снижению доз на стадии водоснабжения и водоподготовки
- •4.5.2. Меры по сокращению прямого и повторного загрязнения поверхностных вод
- •4.5.3. Меры по сокращению поглощения рыбой и пищевыми продуктами водной среды
- •4.6.1. Выводы
- •4.6.2. Рекомендации
- •4.6.2.1. Страны, пострадавшие в результате чернобыльской аварии
- •4.6.2.2. В мировом масштабе
4.3. Сельскохозяйственные контрмеры
Осуществление сельскохозяйственных контрмер после чернобыльской аварии было весьма широким как в наиболее пострадавших странах бывшего СССР, так и в Западной Европе. Основная цель сельскохозяйственных контрмер заключалась в производстве пищевых продуктов с концентрациями радионуклидов ниже уровней действий1. Применение контрмер в системах интенсивного сельскохозяйственного производства в основном было ограничено территориями Беларуси, Российской Федерации и Украины, хотя некоторые запрещения на употребление пищевых продуктов были первоначально введены в Восточной Европе. Большое число контрмер широко применялось в первые несколько лет после аварии, и они продолжают применяться в настоящее время. Кроме того, в этих трех странах контрмеры применялись в отношении производства пищевых продуктов частными фермерами с естественных лугов, на которых в течение многих лет наблюдалась высокая концентрация 137Cs [4.3, 4.4, 4.7].
Высокий и устойчивый перенос 137Cs также происходил на многих загрязненных территориях Западной Европы. В этих странах контрмеры были в основном нацелены на контроль животноводческой продукции, например, в отношении скота, пасущегося на естественных пастбищах.
4.3.1. Первоначальная стадия
Со 2 по 5 мая 1986 года совместно с людьми из ЧЗО были эвакуированы 50 000 голов скота,
13 000 свиней, 3300 овец и 700 лошадей [4.26]. В пределах ЧЗО более 20 000 сельскохозяйственных и домашних животных, включая кошек и собак, оставшихся после эвакуации, были уничтожены и захоронены. В связи с отсутствием кормов для эвакуированных животных и трудностями с содержанием большого числа животных на территориях, куда они были перевезены, был произведен убой множества эвакуированных животных [4.27, 4.28]. В острый период после аварии не представлялось возможным дифференцировать различные уровни загрязнения животных, и в период с мая по июль 1986 года общее число забитых животных составило 95 500 голов крупного рогатого скота и 23 000 свиней. Множество туш было захоронено, а некоторые хранились в холодильниках, но это повлекло за собой большие гигиенические, практические и экономические трудности. Выбраковка мяса была доступной и эффективной контрмерой, направленной на снижение дозы от перорального поступления животноводческих продуктов, и широко использовалась в СССР и других странах. Однако это был весьма дорогостоящий процесс и в результате образовались большие количества загрязненных отходов.
В первые недели после аварии основной целью применения контрмер в СССР было снижение концентрации 131I в молоке или предотвращение поступления загрязненного молока в пищевые цепочки. Ниже приведены рекомендации [4.29] в отношении способов достижения этой цели:
a) исключение из рациона питания животных загрязненного травостоя на пастбищах путем
их перевода с пастбищного кормления на кормление в коровниках чистыми кормами;
b) радиационный мониторинг на молокозаводах и последующее изъятие молока, в котором кон-
центрации 131I были выше уровней действий (3700 Бк/л в то время);
c) переработка изъятого молока (в основном в продукты длительного хранения, такие, как
сгущенное или сухое молоко, сыр или масло). В первые несколько дней после аварии контр-
меры были в основном направлены на контроль молока из коллективных хозяйств и охватывали
небольшое число личных подсобных хозяйств. Информация в отношении контроля молока предоставлялась только руководителям и местным властям и не доводилась до владельцев индивидуальных хозяйств из числа сельского населения. Это привело к ограниченному применению контрмер, особенно в отношении производимого индивидуальными хозяйствами молока в сельских населенных пунктах, что в результате привело к их низкой эффективности в некоторых районах. Через несколько недель после аварии началось кормление животных “чистыми” кормами, поскольку это представляло собой потенциальную возможность снижения концентрации 137Cs у скота доприемлемых уровней в течение 1–2 месяцев. Однако эта контрмера на этой стадии не применялась в широком масштабе, частично из-за отсутствия
незагрязненных кормов в начале вегетационного периода.
В начале июня 1986 года были составлены карты плотности радиоактивных выпадений в загрязненных районах. Это позволило оценить степень загрязнения пастбищ и определить места, в которых могло быть обнаружено загрязненное молоко. Во время вегетационного периода в 1986 году, когда еще сохранялось значительное поверхностное загрязнение растений, основные контрмеры в сельском хозяйстве носили ограничительный характер. В первые несколько месяцев серьезно загрязненные земельные угодья были выведены из пользования и были разработаны рекомендации в отношении подходящих контрмер, которые позволили бы продол-
жать процесс сельскохозяйственного производства на менее загрязненных территориях. В наиболее серьезно затронутых регионах был введен запрет на содержание молочного скота. Для сокращения уровней загрязнения сельскохозяйственных культур эффективным методом являлась задержка сбора кормовых и пищевых злаков. Был введен радиационный контроль продукции на каждой стадии производства, хранения и обработки пищевых продуктов [4.3, 4.30].
На основе радиологического обследования, проведенного с мая по июль 1986 года, приблизительно 130 000, 17 300 и 57 000 гектаров сельскохозяйственных угодий в Беларуси, Российской Федерации и Украине соответственно, были первоначально выведены из хозяйственного использования [4.31].
С июня 1986 года стали применяться другие контрмеры, направленные на сокращение поглощения 137Cs сельскохозяйственными продуктами, которые заключались в следующем:
i) запрет убоя животных в районах, где уровни загрязнения 137Cs превышали 555 кБк/м2
(перед убоем животных надо было в течение полутора месяцев кормить чистыми кормами);
ii) сведение к минимуму внешнего облучения и образования загрязненной пыли путем невы-
полнения некоторых процедур, обычно используемых при производстве сельскохозяйственных культур;
iii) ограничение использования загрязненного навоза в качестве удобрения;
iv) приготовление силоса из кукурузы вместо сена;
v) ограничение потребления молока, производимого в частном секторе;
vi) обязательный радиационный мониторинг сельскохозяйственных продуктов;
vii) обязательная обработка молока.
Дезактивацию путем удаления верхнего слоя почвы не сочли целесообразной для сельскохозяйственных угодий из-за высокой стоимости процесса, потери плодородности почвы и серьезных экологических проблем, связанных с захоронением загрязненной почвы.
В августе–сентябре 1986 года каждый колхоз получил карты уровней загрязнения их сельскохозяйственных угодий и руководство в отношении потенциального загрязнения продуктов, включая инструкции по ведению индивидуального хозяйства [4.3, 3.30]
В некоторых странах Западной Европы первоначально было рекомендовано не потреблять питьевую воду из местных источников водоснабжения.
За пределами стран бывшего Советского Союза некоторые наиболее высокие уровни выпадений наблюдались в Швеции. Вначале в Швеции были введены уровни действий в отношении активности 131I и 137Cs в импортных и местных пищевых продуктах (см. раздел 4.1.2). Ряд других ответных мер применялся следующим образом: а) скот не выводился на пастбища, если уровни активности на поверхности почвы превышали 10 кБк/м2 по 131I и 3 кБк/м2 по радиоактивному цезию; b) было рекомендовано не употреблять свежие листовые овощи и мыть другие свежие овощи; с) были введены ограничения на использование осадков сточных вод для удобрения почв; d) была рекомендована глубокая вспашка почвы; и е) при уборке кормовых трав был рекомендован более высокий уровень среза.
В Норвегии на полях проводился послеуборочный мониторинг сельскохозяйственных культур, и те культуры, в которых содержание радиоактивного цезия превышало 600 Бк/кг живого веса, отбраковывались и снова запахивались в землю. Проводился также послеуборочный мониторинг июньского сена и силоса, и если концентрации радионуклидов в этой продукции превышали указательные уровни, она не использовалась в качестве фуражных кормов.
В Германии часть молока из Баварии направлялась на молокозаводы u1076 для переработки в сухое молоко. Предполагалось, что это сухое молоко пойдет на корм свиньям, но этого не было сделано, поскольку концентрация радиоактивного цезия была весьма высокой.
В Соединенном Королевстве был рекомендован контроль потребления рыжей куропатки (тетерева) и были введены ограничения на передвижение и убой пасущихся в горах овец в ряде наиболее загрязненных районов Соединенного Королевства.
В Австрии в течение короткого периода в мае 1986 года было рекомендовано не кормить коров свежей травой [4.32].