Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kulturologiya._Chast_2..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
799.23 Кб
Скачать

3. Эпоха Просвещения.

Европейская культура XVIII века не только продолжает культурное развитие предшествующего столетия, но и формирует ряд отличительных особенностей. XVII – век рационализма. XVIII – век Просвещения, когда рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой «третьего сословия» в его борьбе с феодальным, абсолютистским строем.

В это время в базисной структуре общества осуществляется переход от мануфактуры к более развитым и сложным технологиям, к освоению новых видов сырья и источников энергии. В науке монополия механико-математического знания уступает место выдвижению опытных и описательных дисциплин: физики, географии, биологии. Естествоиспытатели-натуралисты коллекционировали, систематизировали великое множество явлений природы. Именно в этот период формируются основные принципы хранения интеллектуальной информации: создаются ноты, библиотечные архивы, каталоги, словари, энциклопедии. Но поистине грандиозные изменения происходят в гуманитарных, общественных науках – социальной философии. Именно в этих областях идет активное формирование идеологии века – идеологии просвещения. Рационально-рассудочное XVII столетие, существующее только в дуалистическом мире, различающее исключительно одномерные противопоставления: черное-белое, да-нет, добро-зло не могло представить даже глубины изменений, произошедших в XVIII веке, который уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменения, совершенствование своей природы, т.е. право на «просвещение» и образование как на процессы, требующие и предполагающие время. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах и морального совершенствования личности предполагала уже элементы историзма и самосознания эпохи.

Определил сущность Просвещения Иммануил Кант. Он утверждал, что основой культуры Просвещения является, во-первых, последовательное, во-вторых, свободное, и, в-третьих, критическое (не доверяющее догматам) мышление. Последовательное – это рациональное, логическое, математическое мышление, которым во внимание принимаются только рассуждения и доказательства, а не эмоции.

Определив сущность эпохи, Кантом был сделан вывод, что, однажды начавшись, она, будет теперь бесконечно развиваться на основе определенных им принципов, человечеству ничего не остается, как только беспредельно совершенствоваться и улучшаться. Вообще, идея последовательного совершенствования, прогресса является своеобразным лейтмотивом эпохи, этаким прожектором, осветившем историческое развитие. Впервые мысль о прогрессивном развитии человечества (т.е. развитии поступательном, совершенствующем предыдущие достижения и стоящем на их основе будущие победы) выдвинул Ж.-Ж.Руссо в работе «О пользе наук, искусства и ремесел…». Следует отметить, что, несмотря на всю позитивную роль этой идеи, она в значительной степени примитивизирует восприятие окружающей действительности, т.к. строится на количественных показателях. За тезис берется идея, что если есть прогресс в технике (а он к тому времени был уже налицо), то, наверное, он есть и в социальном развитии. Таким образом, идеи прогресса в ремеслах были перенесены на все человеческие взаимоотношения, на всю жизнь. Прогрессивное, развитое – значит хорошее, именно на этом тезисе европейцы стали стоить свою политику освоения мира, жестоко перекраивая по своему образу и подобию. Если наука и техника данного общества высокоразвита, значит, делался вывод, что остальной мир должен подражать европейской культуре, отказываясь от собственных культурных традиций. Аборигены Австралии, зулусы Африки, американские индейцы – примеров беспардонного «цивилизирования» история знает слишком много.

Эпоха Просвещения начинается с критики общественного строя и идеологии этого строя – религии. Во Франции, где социальные противоречия достигли наиболее острых и открытых форм классового противостояния, критика религии (католицизма) велась с радикальных, атеистических позиций. Гольбах называет религию ложью и бредом, «священной заразой». Вольтер считает обращение к религии глупостью, т.к. глупость есть обращение к предрассудкам, традициям, к стремлению поступать по стандартам, неприятие нового.

Век Просвещения начался с идеальных постулатов о прогрессивном развитии, «…однажды начавшись, он должен был длиться бесконечно», призывая человечество к разуму, образованию, стремлению прекратить нищету, болезни, голод и невежество. Но заканчивается этот век разума кровавой катастрофой Французской революции, революции, сделавшей террор основой общественного прогресса. Но самое трагическое заключается в том, что именно из светлых, разумных идей Просвещения она сформулировала свои лозунги. Именно «Свобода, равенство и братство», вопреки логике, стали оправданием не только теории, но и практике массового истребления. Это была первая крупнейшая метаморфоза гуманизма в культуре нового времени. Революция и диктатура выводятся как практический результат теоретических идей и принципов Просвещения, а политический террор оценивается как абсолютный пункт отчуждения, основу абсолютного равенства.

В других странах Европы, в отличии от Франции, Просвещение приобрело более сглаженный и спокойный характер. Особенно хорошо это заметно на примере Германии. Все дело в том, что идеи Просвещения распространились по Европе к тому моменту, когда в стране-родительнице произошла кровавая развязка. Поэтому то в других странах были приложены все усилия, чтобы избежать трагических финалов, а значит, следовало предать идее более уравновешенный, академический характер. Идеи Просвещения стали восприниматься и воплощаться в жизнь буквально – т.е как образование, совершенствование человека. Не важно, в каких условиях человек живет – социальные проблемы старались вообще вывести за рамки просветительских идей – главное, дать человеку образование, после этого он сам, разумно сможет сделать свой выбор. Базируясь на этом принципе, в Германии начинается невиданный рост учебных заведений: школ, начальных классов, курсов для неграмотных, а главное – грандиозное разрастание системы университетского образования. Каждое мелкое княжество, герцогство, графство считало своим долгом завести себе университет. Сейчас в Германии есть настолько малые и незначительные города, но имеющие свои университеты, что все городское население занимается исключительно обслуживанием университетской инфрастуктуры.

С ростом учебных заведений растет количество ученых (прямой процесс), а, следовательно, еще более увеличиваются успехи в научных изысканиях. Формулируются основные принципы педагогики – науки об образовании. Вырабатывается система современного образования, его методика.

Европейское Просвещение вписалось в историю культуры как эпоха гордого и самонадеянного сознания. Ее современники гордились собой и своим временем, видя в нем только разумность и моральную оправданность действительности. «Все разумное – действительно» - этой фразой отражается самосознание эпохи.

Но век Просвещения значителен для современной цивилизации еще и тем, что именно в это время, вопреки подавляющему превознесению разума, рациональности и научности, начинают зарождаться антитехнократические идеи. Родоначальником этого направления следует считать Ж.-Ж.Руссо, который первым выразил протест против тяжелой поступи цивилизации, которая осуществлялась не для, а за счет народа. На заре первой промышленной революции Руссо не дал себя обольстить скороспелыми плодами материального прогресса, предупредив об опасности неконтролируемого воздействия человека на природу, громко заявив об ответственности ученых и политиков не только за ближайшее, но и за отдаленные последствия принимаемых ими решений. Но ничего не могло тогда разубедить европейца в том, что именно на его земле, в его век совершаются или должны вот-вот совершиться великие, поворотные события мировой истории, все происходящее базируется на основе разумности и рациональности, а, следовательно, глубоко оправданно. Лишь последующие столетия заставили людей усомниться в этой аксиоме.

  1. Век XIX - век научно-технического прогресса

В культуре нового времени XIX век занимает особое место. Это – век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости. В своей основе культура XIX столетия базируется на тех же мировоззренческих предпосылках, что и вся культура Нового времени. Это – рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др.

Справедливым будет отметить, что нижняя граница последнего периода Нового времени немного смещается в век предыдущий, он берет свое начало с Великой Французской революции, верхняя логическая граница века классики тоже несколько смещается в век XX, август 1914 года – вот пункт прибытия культуры Нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в безграничный прогресс и добрую природу человека.

Х.Ортега-и-Гассет, говоря о переменах, произведенных XIX веком, называл их радикальными изменениями человеческой судьбы. Именно XIX век создал совершенно новый фон для современного человека. Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Нас, в силу специфики нашей темы интересуют последние два. Их можно объединить под именем «техника». Они не были детьми XIX века, появились на два столетия раньше, но именно в этом веке они получили свою полную реализацию.

Стремительно шло совершенствование инженерной мысли, опережаемому научными открытиями, способствующими дальнейшему развитию промышленности. Эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа, время интереснейших открытий в астрономии, геологии, биологии и химии. Как показали подсчеты П.Сорокина, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», вследствие чего техническое господство над пространством, временем и материей выросло беспредельно. В основном завершился и промышленный переворот. Наступило время относительного спокойствия, которое нарушалось только волнами научно-технического прогресса. Эта стадия развития как бы подтверждает, что дальше жизнь будет еще лучше, еще спокойнее, еще комфортнее. Господствующим тоном эпохи становится пафос познания. Человек переполнен осознанием собственного величия. Все подвластно его могуществу и воле. Он преодолевает пространство на паровозе, машине, при помощи радио, телефона, телеграфа. Поднимается над землей на воздушном шаре, а потом и на первых планерах. В конце века открывается радиоактивность (1896г.) и электрон (Дж.Томпсон, 1897г.). Вдохновленные беспримерным развитием науки и техники писатели-фантасты населяют свои произведения подводными и летательными аппаратами, управляемыми машинами, отправляют своих героев покорять Луну, а потом и другие планеты. Приоритет технических знаний перерастает в приоритет технических кадров. Появляется техническая интеллигенция, техническая грамотность стала теснить художественную литературу, живопись и музыку. В развитых странах появляются мощные политехнические институты, ставшие своеобразными храмами культа техники.

XIX век твердо верит в прогресс, связывая его с чисто геометрическим вектором «вперед», уверенностью в «больше» и «лучше». Однако в XIXв. техническое развитие начинает неправомерно отождествляться с прогрессом всей культуры, что приводит к переоценке роли экономического и технического фактора в общественном сознании. Между тем складывается такая ситуация, что в результате технического, экономического прогресса может погибнуть культура. Прогресс, угрожающий культуре, цивилизация и техника, несущая ей смерть – эта проблема со всей остротой встала в конце XIX века. Именно на закате века классики человечество с ужасом осознало, что плоды технического прогресса имеют не всегда сладкий вкус. (Титаник, первая мировая война, и проч. – привело к переоценке человеческих ценностей).

Трагедия «Титаника» (15 апреля 1912 года) – этого «самого-самого» грандиозного творения человечества завершает новое время и начинает век ХХ, век глобальных трагедий и кризисов, век, поднимающий человека в беспредельные выси надежд и свергающий его в самые глубокие пропасти отчаянья и страха. Человек, мучительно страдая, осознает всю свою ничтожность перед лицом научно-технического феномена, этого злого джина, который сначала тешил человека, словно ребенка яркими игрушками, а затем потребовал за них страшную расплату.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]